Взаимодействие участников канала товародвижения как фактор уровня и поведения цен

Участники товародвижения заинтересованы в конечной цене товара, обеспечивающей каждому покрытие расходов с разумной прибылью. По степени интеграции в области ценообразования различают нетто-ценообразование и брутто-ценообразование.

Нетто-ценообразование – продавец фиксирует цену по отношению к ближайшему посреднику и не влияет на конечную цену товара (неуправляемый канал).

Брутто-ценообразование:

вертикальное управление ценами (фиксация конечных цен и наценок одним из участников),

рекомендации по ценам (добровольное признание лидера в цепочке),

ценовые соглашения (договор по ценам равноправных участников).

Лидером в ценообразовании может стать собственник нескольких уровней канала, участник с большой долей рынка или известной товарной (торговой) маркой. Сильнейший участник канала имеет возможность контролировать цену товара по всей сбытовой цепочке, обещая поддержку его продвижения. Часто такому товару присваивается марка этого участника, что позволяет запрашивать на него максимально возможные цены. Практикуется также снижение продажной цены постоянным партнерам по каналу, что увеличивает маневренность конечных цен.

Государственный контроль как фактор уровня цен

Государственное регулирование цен призвано увязать частные и государственные интересы, корректировать несовершенства свободного рынка с позиций справедливого распределения дохода, обеспечения социальных нужд, решения социальных проблем.

Существует несколько типов государственного регулирования цен.

Типы государственного регулирования цен:

-экономическое регулирование цен – дифференцированная система налогообложения; влияние на систему свободных цен через фиксацию цен государственных предприятий и монополий.

-фиксация цен – становление жестких прейскурантов, уровня монопольных цен, временное «замораживание» рыночных цен.

- административные (законодательные) ограничения – фиксацию цены любым участником канала товародвижения или конкурентом (вертикальное и горизонтальное фиксирование); ценовую дискриминацию (различия в ценах для разных покупателей при равных условиях продажи), продажу по ценам ниже издержек (демпинг); недобросовестную ценовую рекламу (устанавливаются стандарты ценовой рекламы); становление пределов уровня цены, надбавок к цене, элементов структуры цены, разового повышения цены и т.д.