Анатомия человека – наука о строении человеческого тела

Анатомия человека

Лекция № 1 для студентов 1-го курса стоматологического факультета.

Тема лекции: Вводная лекция. Учение об анатомии человека. Предмет и содержание анатомии, её место в подготовке врача стоматолога. Методологические основы морфологии. Методы исследования в анатомии. Основные направления развития анатомии костей скелета и их соединение. Учение о черепе: развитие и функциональная анатомия костей мозгового и лицевого черепа. Формы черепа и аномалии развития. Критика расистских теорий в учении о черепе.

Целью лекции являются:

1. Изложить краткий исторический очерк становления анатомии и её значение для будущего врача стоматолога.

2. Освоить основные методы, используемые для изучения анатомии.

3. Описать строение и возрастные особенности костей туловища, конечностей, черепа.

План лекции

1. Освоить краткий исторический очерк развития анатомии

2. Раскрыть неоспоримое значение знания анатомии для будущего врача

3. Особенности развития костей туловища, конечностей и черепа в фило и онтогенезе

4. Возрастные и половые особенности костей туловища, конечностей, черепа.

5. Расовые особенности в строении черепов и несостоятельность расистских теорий

 

Анатомия человека – наука о строении человеческого тела

Термин «анатомия» происходит от древнегреческого слова – anatemnein – рассекаю, расчленяю. Это объясняется тем, что первым и основным методом исследования человека был метод расчленения трупов. В настоящее время, когда исследователь привлекает для познания внутреннего и внешнего строения живого человека многие другие методы, анатомия не соответствует содержанию своего названия. Анатомия, наряду с физиологией, является основой теоретической и практической медицины, так как точные знания формы и строения тела человека суть непременное условие для понимания жизненных отправлений здорового и больного организма и создания правильных представлений о причинах болезней, без чего невозможно проведение профилактики и лечения. Значение анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки.

Анатомия как наука берет свое начало в Древней Греции. Один из ярких представителей – Гиппократ (ок. 460 – ок. 377 г. до н. э.), которого по праву называют отцом античной медицины.

Большая его заслуга перед наукой состоит в том, что он собрал и систематизировал все накопленные до него данные и написал книгу «Гиппократов сборник». В области медицины Гиппократ был непререкаемым авторитетом на протяжении двух тысяч лет. Он смотрел на болезни как результат нарушения смешения жидкостей в организме. Отсюда возникла «гуморальная» теория, которая в известной мере сохранила свое значение и в настоящее время. Ученый считал анатомию первоосновой медицины, а последнюю он рассматривал как искусство. Известна клятва Гиппократа, которая принимается каждым окончившим вуз врачом.

 

Гален (ок. 130 – ок. 200 г.) после Гиппократа считался самым выдающимся ученым древности. Свои анатомические взгляды он изложил в труде «О назначении частей тела человека», где структура органов рассматривается в неразрывной связи с их функцией.

В X в. в Средней Азии в обстановке экономического и культурного расцвета государства центром средоточения науки и искусства стала Бухара, выдающимся представителем которой был таджик по национальности Ибн-Сина, или Авиценна (ок. 980 – 1037 гг.).

Крупный вклад в развитие анатомии человека и животных внес итальянский живописец и ученый эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452 – 1519), который считается основоположником пластической анатомии. Он явился подлинным новатором в описании строения организма человека. Исследуя органы, он изучал их возрастные особенности, отличия, связанные с полом, развитие и увядание организма. Им написан «Трактат по анатомии», который не смог вместить в себя всех достижений этого выдающегося ученого.

 

Другим представителем эпохи Возрождения был Андреас Везалий (1514 – 1564), которого по праву основателем и реформатором анатомии. После окончания Падуанского университета в возрасте 23 лет Везалию присудили ученую степень доктора медицины, и в качестве профессора он приступил к чтению лекций по анатомии.

Анатомия изучает организм человека как целостную систему, ко­торая находится в единстве с условиями существования. Организм человека постоянно изменяется с момента рождения до момента смерти. Кроме того человек как вид, является продуктом длительной эволюции, которая обнаруживает черты родственного сходства с животными формами. Поэтому анатомия исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии. С этой целью:

1. Изучается развитие человеческого рода в процессе эволюции жи­вотных - филогенез (phylon - род, genesis -развитие). Для изучения филогенеза используются данные срав­нительной анатомии, учитываются принципы эволюционной морфологии, которая вскрывает движу­щие силы эволюции и изменения в процессе приспособления организма к конкретным условиям окружающей среды.

2. Исследуется процесс становления и развития человека в связи с развитием общества - антропогенез (anthopos -человек). Для этого используются сравнительная и эволюционная морфология и данные антропологии - науки о человеке.

3. Рассматривается процесс развития индивида - онтогенез (onthos - особь) в течение всей его жизни: эмбриональной /утробной/ и постэмбриональной /внеутробной/ от рождения до момента смерти. С этой целью используются дан­ные эмбриологии (embryon - зародыш), возрастной анатомии и геронтологии (греч. geron, gerontos - старик) - науки о старости.