Инновации как важный фактор эффективного развития туризма

Средние и крупные производственные структуры, работающие в сфере материального производства, в сфере услуг классифицируются как сложные управляемые производственные системы. Сложность таких систем обусловлена большим числом выполняемых производственных функций, разнообразием выпускаемой продукции (услуг), уровнем организации производственного процесса, многооперационностью применяемых технологий, большим количеством рабочих мест, высокой численностью персонала, многообразием и количеством внутренних взаимосвязей.

Принципиальной особенностью туристского предприятия является его прямое отношение одновременно и к сфере материального производства, и к сфере услуг. Реализуемый предприятием турпродукт - комплексное понятие, включающее три составные части:

§ тур - это комплексы различных видов услуг, объединенных на базе главной цели путешествия и предоставляемых по определенному маршруту и в определенные сроки;

§ дополнительные услуги, предоставляемые туристскими предприятиями;

§ товары - части турпродукта, дополняющие предоставляемые туром услуги, соответствующие их содержанию, технологии и отражающие особенности маршрутов.

Следует отметить, что предприятия туристского бизнеса являются активными потребителями продукции ряда промышленных отраслей (вычислительная техника, оргтехника, средства связи, транспортные средства и т. п.).

Процесс производственной деятельности может быть представлен в виде организационно-функциональной модели, состоящей из двух фаз: фазы текущей деятельности (статический аспект) и фазы развития (динамический аспект). Первая фаза решает проблемы поддержания текущего баланса на достигнутом ранее технико-экономическом и социальном уровне. Хозяйственными задачами этого этапа являются:

§ производство продукции (услуг);

§ обеспечение получения прибыли;

§ обеспечение выплаты заработной платы;

§ эффективное использование имеющихся мощностей;

§ организация материально-технического обеспечения;

§ выполнение договорных обязательств;

§ выполнение календарно-плановых работ в соответствии со стратегическими планами развития фирмы.

Вторая фаза решает проблемы, связанные с перспективой развития и обеспечением повышения конкурентоспособности туристской фирмы. Для конкретной фирмы - это решение проблем ее собственного развития, прямой путь к завоеванию рынка, к достижению в условиях конкуренции финансовой устойчивости, обеспечению прибыли, способствующей росту собственного капитала. Проблемы повышения конкурентоспособности решаются путем разработки и реализации соответствующих стратегий. Поэтому в рамках второй фазы (фазы развития) решаются следующие основные задачи:

§ разработка и реализация стратегических планов развития;

§ определение направлений, способов, методов по достижению стратегических целей;

§ определение необходимых средств для достижения стратегических целей.

По своей сущности любые стратегические планы и действия, предпринимаемые туристским предприятием, носят инновационный характер. Так или иначе, они основаны на нововведениях, качественно и/или количественно преобразующих его экономический, производственный или сбытовой потенциал.

Рыночные отношения между предприятиями носят явно выраженный конкурентный характер в борьбе за потребительский рынок и в целом за выживаемость. Конкуренция относится к числу факторов, в наибольшей степени характеризующих особенности внешней среды в рыночной экономике. Расширение конкуренции, изменение конъюнктуры рынка - это факторы, активно воздействующие на предприятие. К числу других основных факторов, влияющих на выбор целей развития туристского предприятия, относятся достижения НТП, количественные и качественные изменения сферы потребления и т.д.

Каждый из названных факторов имеет свой характер влияния на процесс развития предприятий. Новые знания, новые идеи, методы, процессы и т. п., как результаты НТП, предоставляют новые возможности для развития. Усиление конкуренции, появление на туристском рынке новых конкурентов не только вынуждают туристские предприятия вкладывать средства в развитие, но и в значительной степени задают необходимые темпы развития. Они мотивируют предприятие не просто развиваться, а развиваться определенными темпами по отношению к темпам развития основных конкурентов. В условиях конкуренции в каждой сфере производства выделяется лидер (группа лидеров) на туристском рынке. Все остальные предприятия вынуждены сопоставлять свой уровень относительно лидера. Соотношения между конкурирующими предприятиями по показателям конкурентоспособности обусловливают определенное распределение емкости реального рынка. Опережение конкурентов по темпам развития обеспечивает туристскому предприятию конкурентные преимущества и усиливает его позиции в борьбе за рынок и наоборот.

Активность и эффективность инновационной политики зависят от уровня готовности и восприимчивости туристского предприятия к реализации новшеств.

Восприимчивость туристского предприятия к новшеству - показатель комплексный, зависящий от различных факторов: личностно-психологических, внутренних (структурных) и внешних (Табл. 63).

Таблица 63

Факторы, влияющие на инновации в сфере туризма

Личностно-психологические факторы
1. Характеристики руководящего состава на всех уровнях управления (личное отношение к нововведениям, профессионализм, место в организационной иерархии, склонность к риску и активным действиям, возрастные характеристики, интерес к служебному росту).
2. Характеристики персонала (образовательный уровень, осведомленность и мотивация к нововведениям, информационные контакты).
Внутренние (структурные) факторы
1. Ресурсные характеристики (величина ресурсов, производственные мощности предприятия, наличие резервов, специализированного подразделения по реализации новшеств, опыта в использовании новшеств, кредитных возможностей).
2. Структурные характеристики (уровень централизации, развитость коммуникационных каналов, межорганизационная интеграция, организационно-техническая готовность предприятия к реализации новшеств).
Внешние факторы
1. Состояние внешней среды (стабилизация, неопределенность, рост, спад).
2. Межорганизационная кооперация.
3. Уровень конкуренции.
4. Динамика спроса на продукцию (услуги).
5. Региональные характеристики.

 

Успешные инноваторы туризма своим опытом доказывают, что сегодня создание нового и его внедрение - не просто желательно, но и необходимо в конкурентной борьбе как фактор (условие) выживания. Примером этому служит постоянно ужесточающаяся конкуренция между туристскими фирмами.

На сегодняшний день практика показывает, что больше экономических преимуществ будут иметь те туристские фирмы, которые эффективнее используют имеющиеся технологические ресурсы.

Туризм оказался одним из секторов экономики, где современные компьютерные технологии начали приносить большую прибыль. Это системы бронирования и резервирования мест в гостиницах, авиабилетов, билетов на другие транспортные средства, круизов и т. д. Сегодня такие крупнейшие системы, как Amadeus, Gabriel, Sabre, Word Span, Apollo и другие имеют свои представительства в Интернете. Кроме того, Интернет - технологии позволяют туристским фирмам экономить колоссальные средства за счет сокращения расходов на международные телефонные разговоры и рассылку факсов.

Из года в год все больше и больше турфирм пользуются системами бронирования и резервирования гостиниц и авиабилетов. Такие системы позволяют бронировать места в гостиницах всего мира, получать свежую информацию об условиях бронирования, ценах, скидках – все это за минимальное время, не выходя из офиса. Раньше на это затрачивалось гораздо больше времени и денег. Система Alean, используя глобальную компьютерную сеть, объединила турагентов, туроператоров, а также объекты размещения в единую технологическую сеть, что позволяет напрямую бронировать места в предприятиях размещения различных регионов: Крым, Краснодарский край, Подмосковье, средняя полоса России. Система оснащена удобной информационной поисковой системой, позволяющей ответить практически на любой вопрос клиента за несколько секунд. Изменения в домах отдыха и пансионатах сразу вносятся в систему. Данные о наличии мест обновляются после каждого бронирования автоматически, что особенно важно в пик сезона. Агентства, входящие в систему, пользуются уже последней, свежей информацией, а не прошлогодним буклетом. Участникам системы Alean не требуется специального дорогостоящего программного обеспечения, потому что она основана на стандартных технологиях сети Интернет.

Другой пример - система Worldhotel, позволяющая бронировать места в отелях по всему миру. Система ABC Travel Center, содержит информацию об авиакомпаниях, виртуальных агентствах по продаже билетов, расписаниях поездов и схемах метро различных городов мира, а также информацию об аренде машин, круизах и многое другое. Нередко в подобных системах можно купить горящую путевку или авиабилет на 10 - 50 % дешевле.

Это приводит к тому, что теперь даже крупные, в последнее время устойчивые и успешные организации вносят существенные изменения в философию долгосрочного планирования.

Идет интенсивная структуризация рынка туристских услуг, вызванная новой технологической волной. Это дает возможность агентству из 2 - 3 человек пользоваться услугами, которые ранее были для них недоступны. Это значит, что небольшие турагентства смогут составить серьезную конкуренцию крупным организациям. Показательным примером может служить немецкая фирма «TISS». В 1997 г. В этой фирме два человека обеспечили оборот в 140 млн. немецких марок, занимаясь торговлей авиабилетами.

По прогнозам в последующие годы 90 % билетов будет реализовываться посредниками типа «TISS» и подобными Интернет - компаниями. При этом комиссионные уменьшаются вдвое.

Постоянно задачи управления технологиями все более усложняются, что обусловлено ростом международной и внутрироссийской конкуренции, развитием технологии и науки. В этой связи растет число подготовленных специалистов по технологиям туристского бизнеса.

Основные измеряемые инновационные достижения можно разбить на девять групп:

1. Новый и улучшенный туристский продукт или процесс обслуживания (усовершенствования) могут быть измерены качеством, сокращением материальных затрат и т. д.

2. Новое применение для старых объектов. Для показа туристам часто используют различные объекты, первоначально созданные для иных целей, что приносит немалый доход.

3. Замена туристского продукта в целях использования имеющихся средств производства и обслуживания.

4. Патенты, дающие конкурентные преимущества.

5. Лицензии, ноу-хау.

6. Чистый доход от применения исследования.

7. Повышение квалификации менеджеров и персонала в сфере туризма.

8. Выгодное распоряжение побочными продуктами. Так, на Мальдивских островах, например, места для купания подвергаются регулярной очистке от раковин и кораллов, которые в свою очередь пользуются высоким спросом у туристов в качестве сувениров, принося доходы стране.

9. Ценная информация для продвижения и применения турпродукта.

Таким образом, инновации – это фактор, который, во-первых, в наибольшей степени реализует желания и потребности туристов, зачастую предвосхищая их; во-вторых, создает наилучшие условия (удобства) пользования элементами (объектами) туристской инфраструктуры, в-третьих, существенно сокращает время на обслуживание туристов.