Виды денежно-кредитной политики

Кредитно-денежная, или монетарная, политика представля­ет собой контроль над денежным предложением с целью достиже­ния неинфляционного роста ВВП и полной занятости.

В странах с рыночной экономикой основные цели (с теми или иными вариациями) центральных банков следующие:

· экономический рост;

· высокий уровень занятости;

· стабильность цен;

· стабильность на финансовых рынках;

· стабильность валютного рынка.

Как мы видим, конечные цели кредитно-денежной политики во многом совпадают с основными целями государственной полити­ки. Проблема заключается в том, что ЦБ не может непосредственно достичь поставленных целей, поскольку не имеет возможности непосредственно контролировать все указанные целевые переменные. Для их достижения Централь­ный банк выбирает так называемые промежуточные цели, которые подконтрольны ему. Главными промежуточными целевыми ориен­тирами являются:

· денежные агрегаты (денежное предложение);

· ставка процента;

· обменный курс валюты.

В данной лекции мы остановимся на таких целевых ориентирах, как денежное предложение и ставка процента. Проблемы, связан­ные с обменным курсом валюты, будут рассматриваться позже.

Основными инструментами ЦБ при достижении промежуточ­ных целей являются:

· операции на открытом рынке;

· изменение учетной, или дисконтной, ставки;

· изменение нормы обязательных резервов.

Операции на открытом рынке (купля-продажа долговых обязательств правительства) характерны для тех стран, где имеется достаточно развитый рынок ценных бумаг, в том числе и государствен­ных облигаций.

Мы будем иметь в виду краткосрочные государственные облигации, которые в странах с развитой рыночной экономикой считаются надежными финансовыми акти­вами, приносящими хотя и не очень высокий, но гарантированный доход. Это — главный инструмент кредитно-денежной политики в США, странах ЕС и в других странах с рыночной экономикой.

Есть несколько кана­лов, по которым деньги попадают в сферу обращения. Важнейший из них — покупка Центральным банком долговых обяза­тельств правительства. В данном случае предложение денег осуществляется через бюджетные каналы. Деньги не просто печатаются, а «одалживаются».

Облигации держат как коммерческие банки, так и население. Когда ЦБ покупает государственные облигации, находя­щиеся у коммерческих банков, он за счет эмиссии увеличивает сумму денег на их резервных счетах. Следовательно, повышается способ­ность банков к выдаче ссуд и таким образом увеличивается объем денежной массы.

Если ЦБ покупает облигации у населения, то он расплачивается за них наличными, которые могут как остаться на руках у граждан, так и быть депонированы на текущих счетах.

Наличные деньги и резервы, как нам известно, являются компонента­ми денежной базы (C+R). Таким образом, ЦБ, непосредственно воз­действуя на денежную базу, ведет к расширению денежной массы благодаря действию денежного мультипликатора.

Одна из особенностей российской экономики в последние годы (с конца 1998 г. по настоящее время) — другой канал поступления денег в экономику. Ведь операции на открытом рынке в связи с его недостаточной развитостью и ликвидностью обращающихся на нем инструментов не являются основным источником эмиссии денег. ЦБ России главным образом эмитирует национальную валюту, рас­плачиваясь с продавцами иностранной валюты в соответствии с за­коном об обязательной продаже части валютной выручки экспорте­ров. Как видим, это другой эмиссионный канал, а не покупка госу­дарственных облигаций.

Противополож­ный эффект будет иметь продажа облигаций коммерческим банкам и населению. Коммерческие банки, приобретая облигации, умень­шают свои резервы. Население, покупая облигации, расплачивает­ся за них деньгами, следовательно, объем его денежных запасов уменьшается. С уменьшением денежной базы уменьшается предло­жение денег экономике в результате действия денежного мульти­пликатора.

Может возникнуть вопрос: зачем населению и коммерческим банкам по­купать государственные облигации, когда ЦБ продает их на открытом рынке? Разве они обязаны их покупать? Конечно, в административном порядке никто не может принудить население и банки приобретать те или иные активы. Но дело в том, что, выставляя на продажу пакет облигаций, ЦБ увеличивает тем самым их предложение. Эта операция ведет к снижению текущей рыночной цены облигаций и соответственно к повышению их доходности, т. е. ставки процента по облигациям. Естественно, что экономические субъекты выразят желание купить ценную бумагу с более высокой доходностью при формирова­нии своего портфеля активов.

Изменение учетной ставки, или дисконтная политика, — другой важнейший инструмент монетарной политики ЦБ.