Виды денежно-кредитной политики
Кредитно-денежная, или монетарная, политика представляет собой контроль над денежным предложением с целью достижения неинфляционного роста ВВП и полной занятости.
В странах с рыночной экономикой основные цели (с теми или иными вариациями) центральных банков следующие:
· экономический рост;
· высокий уровень занятости;
· стабильность цен;
· стабильность на финансовых рынках;
· стабильность валютного рынка.
Как мы видим, конечные цели кредитно-денежной политики во многом совпадают с основными целями государственной политики. Проблема заключается в том, что ЦБ не может непосредственно достичь поставленных целей, поскольку не имеет возможности непосредственно контролировать все указанные целевые переменные. Для их достижения Центральный банк выбирает так называемые промежуточные цели, которые подконтрольны ему. Главными промежуточными целевыми ориентирами являются:
· денежные агрегаты (денежное предложение);
· ставка процента;
· обменный курс валюты.
В данной лекции мы остановимся на таких целевых ориентирах, как денежное предложение и ставка процента. Проблемы, связанные с обменным курсом валюты, будут рассматриваться позже.
Основными инструментами ЦБ при достижении промежуточных целей являются:
· операции на открытом рынке;
· изменение учетной, или дисконтной, ставки;
· изменение нормы обязательных резервов.
Операции на открытом рынке (купля-продажа долговых обязательств правительства) характерны для тех стран, где имеется достаточно развитый рынок ценных бумаг, в том числе и государственных облигаций.
Мы будем иметь в виду краткосрочные государственные облигации, которые в странах с развитой рыночной экономикой считаются надежными финансовыми активами, приносящими хотя и не очень высокий, но гарантированный доход. Это — главный инструмент кредитно-денежной политики в США, странах ЕС и в других странах с рыночной экономикой.
Есть несколько каналов, по которым деньги попадают в сферу обращения. Важнейший из них — покупка Центральным банком долговых обязательств правительства. В данном случае предложение денег осуществляется через бюджетные каналы. Деньги не просто печатаются, а «одалживаются».
Облигации держат как коммерческие банки, так и население. Когда ЦБ покупает государственные облигации, находящиеся у коммерческих банков, он за счет эмиссии увеличивает сумму денег на их резервных счетах. Следовательно, повышается способность банков к выдаче ссуд и таким образом увеличивается объем денежной массы.
Если ЦБ покупает облигации у населения, то он расплачивается за них наличными, которые могут как остаться на руках у граждан, так и быть депонированы на текущих счетах.
Наличные деньги и резервы, как нам известно, являются компонентами денежной базы (C+R). Таким образом, ЦБ, непосредственно воздействуя на денежную базу, ведет к расширению денежной массы благодаря действию денежного мультипликатора.
Одна из особенностей российской экономики в последние годы (с конца 1998 г. по настоящее время) — другой канал поступления денег в экономику. Ведь операции на открытом рынке в связи с его недостаточной развитостью и ликвидностью обращающихся на нем инструментов не являются основным источником эмиссии денег. ЦБ России главным образом эмитирует национальную валюту, расплачиваясь с продавцами иностранной валюты в соответствии с законом об обязательной продаже части валютной выручки экспортеров. Как видим, это другой эмиссионный канал, а не покупка государственных облигаций.
Противоположный эффект будет иметь продажа облигаций коммерческим банкам и населению. Коммерческие банки, приобретая облигации, уменьшают свои резервы. Население, покупая облигации, расплачивается за них деньгами, следовательно, объем его денежных запасов уменьшается. С уменьшением денежной базы уменьшается предложение денег экономике в результате действия денежного мультипликатора.
Может возникнуть вопрос: зачем населению и коммерческим банкам покупать государственные облигации, когда ЦБ продает их на открытом рынке? Разве они обязаны их покупать? Конечно, в административном порядке никто не может принудить население и банки приобретать те или иные активы. Но дело в том, что, выставляя на продажу пакет облигаций, ЦБ увеличивает тем самым их предложение. Эта операция ведет к снижению текущей рыночной цены облигаций и соответственно к повышению их доходности, т. е. ставки процента по облигациям. Естественно, что экономические субъекты выразят желание купить ценную бумагу с более высокой доходностью при формировании своего портфеля активов.
Изменение учетной ставки, или дисконтная политика, — другой важнейший инструмент монетарной политики ЦБ.