Задание

Прочитайте любую статью (на ваш выбор) из журнала «Педагоги­ка». Напишите рецензию на эту статью с использованием речевых стандартов.

Реферирование.Самое общее представление о книге дает анно­тация. Но в ней обозначены лишь главная тема и перечень вопро­сов, затрагиваемых втексте первоисточника. Составить полное представление о содержании, о самой сути излагаемого в ориги­нале позволяет реферат.


Реферат — это сжатое изложение основной информации пер­воисточника на основе ее смысловой переработки. Он строится восновном с опорой на оригинал, поскольку в него включают фраг­менты из первоисточника. Это обобщения и формулировки, ко­торые имеются в первичном документе и переносятся в реферат в виде цитаты.

По цели (назначению) рефераты можно разделить на библио­графические; для научно-популярных журналов; учебные.

Библиографические рефераты по полноте изложения содержа­ния подразделяются на информативные и индикативные.

Информативные (рефераты-конспекты) содержат в обобщен­ном виде все основные положения первичного документа, иллю­стрирующий их материал,! важнейшую аргументацию, сведения ометодике исследования, использованнрм оборудовании, сфере применения.

Индикативные (указательные, или рефераты-резюме) содер­жат не все, а лишь те основные положения, которые тесно связа­ны с темой реферируемого документа. Все второстепенное для темы опускается. Текст реферата состоит, по существу, из набора клю­чевых слов и словосочетаний и потому в основном может быть использован читателем только для того, чтобы понять, нужно ли ему обращаться к первоисточнику.

Рефераты подразделяют также на монографические, составлен­ные по одному произведению, и обзорные, составленные по не­скольким изданиям на одну тему.

По назначению рефераты подразделяют на общие, излагающие содержание документа в целом и рассчитанные на широкий круг читателей, и специализированные, в которых изложение содержания ориентировано на специалистов определенной области знаний.

При написании курсовых и дипломных работ особенно важны для студентов информативные рефераты. Их можно прочесть чаще всего в реферативных журналах.

Реферативный журнал — это периодическое издание, в кото­ром публикуются главным образом рефераты.

Реферативные журналы ориентируют специалистов в текущей и ретроспективной информации, привлекают их внимание к ак­туальным теоретическим и практическим проблемам, знакомят с новейшими исследованиями, экономят время работников для собственно творческой деятельности, способствуют внедрению научных достижений [15, с. 139 — 140].

Реферативные журналы издают Всероссийский институт науч­ной и технической информации (ВИНИТИ) и Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН). Кроме того, Институт теории и истории педагогики Российской академии образования (РАО) выпускает рефератив­ный сборник рукописей по педагогике и образованию.

97'

Реферат состоит из библиографического описания документа, ключевых слов, собственно реферативной части, адреса (кому предназначена информация) и фамилии автора реферата.

Библиографическое описание — это совокупность библиографи­ческих сведений о документе, его составной части или группе документов, представленных по определенным правилам, необ­ходимых и достаточных для общей характеристики документа [8, с. 146]. Библиографическое описание включает фамилию, иници­алы автора, название произведения, место издания, количество страниц.

С помощью ключевых слов дается представление об основном содержании документа, о его частях, что позволяет быстро найти нужный текст среди других источников.

В реферативной части представлены существенные элементы содержания, основные идеи и выводы автора.

Приведем пример.