Государственное регулирование финансов организаций.
Экономическое содержание финансов хозяйствующих субъектов и принципы их организации
Финансы ком. орг. – система экон. отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и перераспределения выручки и образования финансовых ресурсов государства, предприятий и населения.
Сущность финансов хозяйствующих субъектов проявляется в их функциях. Поскольку финансы организаций (предприятий) является частью более общей экономической категории «финансы», они выполняют те же функции, что и финансы в целом, т.е.:
1) распределительную (выручка идет на оплату поставщикам, з/п, расходы, ремонт. Часть выручки формирует аморт. отчисления, кот. в будущем исп. на финансирование капиталовложений. Прибыль направляется на уплату нал. на имущ. орг., нал. на прибыль.; оставшаяся чистая прибыль исп. на инвестиции и соц. выплаты орг. Часть выручки в виде косвенных нал. уплач. в бюджеты. В результате перераспред. выручки образуются фин. ресурсы государства в виде налогов; ресурсы населения в виде з/п, премий, надбавок и т.д.)
2) Контрольную (контроль за фин. деятельностью, кот. возможна на внутр. и внешн. орг. контроля. Внешние – аудит. Фирмы, налоговые. Внутренние – бухгалтерия)
Принципы организации финансов организаций:
1) хозяйственной самостоятельности;
2) самофинансирования; (полную окупаемость затрат на текущую деятельность и на инвестиции за счет собственных средств, а при их недостатке – за счет банковских и коммерческих кредитов.)
3) материальной ответственности;
4) экономической заинтересованности;
5) формирования финансовых резервов. (финансовые резервы для покрытия возможных затрат.)
Государственное регулирование финансов организаций.
Государство не вмешивается в повседневную деятельность коммерческих организаций. В то же время оно оказывает активное воздействие на финансы хозяйствующих субъектов.
Государство регулирует:
· состав затрат, относимых на себестоимость продукции (в главе 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организации» определен исчерпывающий перечень расходов, а по некоторым статьям - и максимальные размер расходов, которые разрешается включать в себестоимость продукции (в торговле – в состав издержек обращения);
· методы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов;
· объекты и ставки налогообложения, сборов, платежей.
-возможность получения дотаций, субсидий, бюджетные кредиты
Выплаты во внебюджетные фонды: ПФР 26%, ФСС 2,9%, ФОМС 3,2%
Значительная часть финансовых отношений организаций (предприятий) регламентируется гражданским законодательством. В частности, законодательно определяется величина уставного и резервного капитала для организаций различных организационно-правовых форм, порядок эмиссии корпоративных ценных бумаг (акций, облигаций). Для некоторых видов предпринимательской деятельности требуется получение лицензии (разрешение государства в лице уполномоченных и органов). Государство определяет также правила ведения бухгалтерского учета, устанавливает формы обязательной бухгалтерской (финансовой) отчетности, порядок наличных и безналичных расчетов.
Определяя правила поведения хозяйствующих субъектов на рынке, государство осуществляет контроль за их соблюдением и наказывает нарушителей действующего законодательства в административном, гражданском и уголовном порядке.