Базовое развитие персонала
Цель базового развития персонала банка заключается в том, чтобы путем применения специальных методов активизировать внутренние стимулы роста его качества и на этой основе способствовать реализации творческого и инновационного потенциала. Для этого в первую очередь нужно заставить работников отказаться от абсолютной удовлетворенности результатами своего труда, осознать необходимость постоянного поиска резервов более производительной и качественной работы, и уже на этом фоне повышать уровень знаний и практических навыков.
Существует 3 основных метода базового развития персонала:
· дополнительное профессиональное обучение;
· повышение квалификации;
· переподготовка.
Дополнительное профессиональное обучение следует рассматривать как метод ликвидации несоответствия фактического уровня специальной образовательной подготовки работника тому уровню, которого от него требуют функциональные обязанности. Указанное несоответствие возникает у конкретного работника, когда выполняемая им операция становится все более интеллектуалоемкой, а уровень его знаний не повышается.
Повышение квалификации как метод базового развития персонала представляет собой процесс совершенствования его профессионального уровня путем систематического обновления специальных знаний и развития практических навыков.
Квалификацию банковского персонала можно повышать в несколькихформах:
· Повышение квалификации по профилю выполняемых операций.
· Повышение квалификации с целью освоения операций, сопряженных с профильной.
· Повышение квалификации на основе изучения передового опыта работы (в виде стажировок в отечественных и зарубежных банках).
Переподготовка как метод развития персонала банка связан с реализацией внутренних резервов удовлетворения потребности в кадрах и рассматривается в качестве альтернативы привлечения работников извне и их высвобождения.
Описанные методы базового развития персонала предполагают организацию действенного контроля и оценку результатов их применения.
В российских условиях активно используется такой метод оценки развития персонала, какаттестация. Она проводится, как правило, ежегодно и позволяет оценить состояние персонала, подвести итоги работы с кадрами за год, сформулировать задачи развития персонала на перспективу.
Результаты аттестации учитываются и в работе скадровым резервом. Цель работы с кадровым резервом состоит в обеспечении оптимальных вариантов замещения должностей в банке за счет собственных кадровых ресурсов. Надо заметить, что управленческий труд в банках содержит значительные элементы отдельных технологических операций, в связи с чем здесь не наблюдается функционального дистанцирования менеджеров от исполнителей. Высшие руководители банка должны знать банковские технологии. Поэтому замещение вакансий на верхних уровнях должностной иерархии часто идет за счет руководителей низших уровней.