Методика ИЦ «Рейтинг»
Первая группа определяется по данным балансов, она характеризует некоторые абсолютные и относительные показатели. Вторая группа включает показатели, установленные ЦБ РФ для оценки ликвидности (отношение совокупного капитала к активам, взвешенным с учетом риска; отношение капитала к обязательствам и т.д.). Третья группа показателей характеризует долю госструктур в уставном фонде банка. Четвертая - показывает срок деятельности банка (в месяцах). Пятая и шестая группы характеризуют соответственно: количество работников и филиалов. Седьмая группа показателей рассчитывается на основе экспертных оценок, она включает показатель общей репутации банка, оценку профессионализма, рекламной деятельности и др.
Рейтинговые оценки деятельности российских коммерческих банков, проводимые рейтинговыми агентствами и публикуемые в печати, в условиях недостатка информированности общественности о финансовом положении банков позволяют ей ориентироваться при принятии решений. Это - несомненно, положительная сторона публикуемых рейтингов.
Недостаток рейтингов - отставание по времени. Обычно рейтинг рассчитывается по отчетности на конец года или полугодия, реже используются балансы на конец квартала. В печати рейтинг появляется спустя 2-4 месяца от даты анализируемых балансов. Из-за неустойчивости банковской системы в настоящее время к моменту публикации рейтингов финансовое состояние банков изменяется и представленная информация устаревает.
Система CAMEL (США)
В соответствии с этой системой деятельность коммерческого банка оценивается по пятибалльной системе. Наиболее надежные банки получают оценку 1, а банки, близкие к банкротству — 5. Критерии надежности коммерческого банка: достаточность его капитала, качество активов, менеджмент как показатель качества управления, доходность, ликвидность.
Каждое из этих направлений оценивается также по пятибалльной системе. При этом анализируемые показатели рассматриваются в динамике и сравниваются с показателями лучших банков в соответствующей группе.
Важным фактором надежности банка является качество управления им. Здесь не существует показателей, сложилась лишь схема изучения. Окончательный вывод делается после анализа всей системы управления.