Понятие нормы налогового права и налогового права. Источники налогового права. Принципы налогообложения. Элементы налогообложения. Налоговые льготы. Субъекты налогового права

Норма налогового права — это общеобязательное, формально-определенное, установленное или санкционированное государством и обеспеченное государственной защитой правило общего характера, регулирующее властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Доминирование в налоговом праве обязывающих и запрещающих норм обусловлено публично-правовой целью: обеспечить формирование централизованных денежных фондов государства.

Взаимодействуя, конкретизируя и дополняя друг друга, налогово-правовые нормы образуют целостную подотрасль в рамках финансового права —налоговое право России .

Источники налогового права образуют многоуровневую, иерархическую систему, включающую нормативно-правовые акты, международные договоры, судебные прецеденты. Конституция РФ закрепляет в качестве конституционной обязанности уплату каждым лицом законно установленных налогов и сборов, разграничивает налоговые полномочия между Российской Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением, содержит важные положения, связанные с налоговым правотворчеством.

Налоговое законодательство включает три уровня правового регулирования:

1) федеральное законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах;

2) региональное законодательство состоит из законов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ;

3) местное законодательство включает нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах, решения и иные акты представительных органов местного самоуправления, принимаемые в соответствии с НК РФ.

Кроме этого, к актам налогового законодательства относятся также федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действовавшие на территории РФ на момент вступления в силу отдельных частей НК РФ и прямо не признанные законодателем утратившими силу. Такие акты действуют в части, не противоречащей НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с ним.

Принципы налогообложения — основополагающие, базовые положения, лежащие в основе налоговой системы государства. Часть таких принципов закреплена нормативно, другие выводятся путем толкования налогового законодательства судом или научной доктриной.

· Принцип законности налогообложения.

· Принцип справедливости.

· Принцип всеобщности и равенства налогообложения.

· Принцип соразмерности налогообложения.

· Принцип единства налоговой системы России.

· Принцип определенности налогообложения.

Элементы налогообложения представляют собой набор параметров, необходимых и достаточных для исчисления и уплаты налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

· объект налогообложения;

· налоговая база;

· налоговый период;

· налоговая ставка;

· порядок исчисления налога;

· порядок и сроки уплаты налога.

Налоговые льготы — это преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Сущность налоговой льготы состоит в снижении налогового бремени. При этом налоговые льготы не могут носить индивидуальный характер, то есть предоставляться конкретным, персонально поименованным налогоплательщикам.

Налоговые льготы предоставляются в целях социального выравнивания материального положения различных групп налогоплательщиков, материального вознаграждения за особые заслуги перед государством, для стимулирования тех или иных отраслей, производств, направлений коммерческой деятельности, поддержки отечественного товаропроизводителя, привлечения в страну иностранных инвестиций (оффшорные зоны) и т.д.

Формы налоговых льгот:

1) освобождение отдельных категорий налогоплательщиков от уплаты налога;

2) освобождение отдельных объектов от налогообложения;

3) понижение налоговой ставки;

4) налоговые вычеты.

Субъект налогового права — это внешне обособленное, способное самостоятельно вырабатывать, выражать и осуществлять единую волю лицо, которое налоговое законодательство наделяет налогово-правовым статусом, то есть потенциальной способностью участвовать лично либо через представителя в налоговых правоотношениях.

Ст. 9 НК РФ в качестве участников налоговых правоотношений называет:

· налогоплательщиков;

· налоговых агентов;

· налоговые и таможенные органы;

· сборщиков налогов и сборов;

· органы государственных внебюджетных фондов.

Кроме того, налоговое законодательство упоминает в качестве субъектов:

· представителей налогоплательщиков (законных и уполномоченных);

· банки;

· экспертов, специалистов, понятых, свидетелей, регистрирующие органы;

· Российскую Федерацию, субъектов РФ, муниципальные образования.

Субъектов налогового права можно подразделить на три группы.

· Физические лица , к которым НК РФ относит граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. В отдельную подгруппу выделяются индивидуальные предприниматели.

· Организации — юридические лица , образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).

· Публично-территориальные образования — Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, участвующие в налоговых правоотношениях, как правило, в лице уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления. Такими органами являются законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, налоговые, таможенные и финансовые органы, органы государственных внебюджетных фондов, органы внутренних дел и др.

5.2.