Рационализм и иррационализм
История развития философии представляет собой довольно заметную тенденцию замены рационалистических представлений иррационалистическими и наоборот. Рационалистична по сути вся эпоха античности, рационализм господствует в эпоху Нового времени. Вершиной рационализма стали системы Гегеля и Маркса. В то же время эпоха средний веков скорее иррационалистична, то же можно сказать и о современной философии. Посмотрим, что собой представляют эти направления.
Рационализм в самом широком смысле представляет подход к миру с точки зрения внутренне присущей ему закономерности, систем-ности. Мир закономерен (материализм), в основе мира лежит разумное, сознательное начало (идеализм: «все действительное разумно» - Ге-гель). Соответственно в ходе познания закономерности мы должны опираться на силу разума, науки. Более того, разумом можно обосно-вать все. Все возникающее в обществе тоже разумно. Таковы, например, нормы морали, которые сформированы исключительно потому, что благодаря этим нормам удается достичь максимально эффективного сосуществования людей. Разум является ведущей силой и в целом в поведении людей.
Иррационализм исходит из того, что назвать мир разумным никак нельзя. Если и есть закономерность, то она скрыта от нас настолько, что нелепо проникнуть в ее суть с помощью разума. В религиозно-философском варианте можно говорить о том, что мир явился не результатом разумного замысла, он создан Божественной волей. В философии Шопенгауэра все в мире есть результат воли к жизни. У Ницше это уже воля к власти. Интуиция, вера, озарение – вот средства познания, которые гораздо эффективнее ограниченного в возможностях познать неупорядоченность, хаос, господство случайности разума.
Иррационализм стал довольно распространенной позицией в современной философии. Это во многом связано с тем, что претензии науки познать мир во всем его многообразии не увенчались успехом. Поэтому все чаще надежды возлагаются на вненаучное и эзотерическое (тайное, открытое лишь посвященным) знание. Причем тенденция эта характерна не только для философии. Она становится распространенной в целом в общественном сознании. Возрождается интерес к мистическим учениям Востока. В искусстве властно заявляет о себе абсурд. Происходит заметное движение в сторону религии.
А теперь попробуйте разобраться в следующих задачках: