Диалектика и метафизика

Мир, в котором мы живем, можно рассматривать как устойчивый и неизменный. в котором все движется по кругу (все возвращается на круги своя), а изменения происходят путем простого увеличения или уменьшения частей. Такой взгляд подсказывает нам обыденный опыт, да и жить в мире, в котором мы зафиксировали устойчивое, неизменное состояние, значительно проще и безопаснее. В философии подобное представление о характере происходящих в мире изменений получило название метафизика. Метафизический взгляд на движение и изменение в мире характерен для тех эпох, когда наука еще может изучать лишь отдельные, разрозненные состояния вещества и не в состоянии рассмотреть свой предмет в развитии.

Термин метафизика имеет и другое значение, о котором необходимо сказать, чтобы не попадать в ситуацию непонимания. Этот термин впервые был применен Аристотелем как синоним философии, точнее как обозначение учения о сущем, о первоначалах. Очевидно, что они должны быть неизменными и вечными, в противном случае наш мир просто не мог бы существовать в каком-то сколь-нибудь устойчивом состоянии. Это онтологическое понимание метафизики. Метафизика может пониматься и в гносеологическом смысле, когда речь идет о методах познания, ориентированных на исследование устойчивых состояний. Наконец, термин метафизика может быть применен к логике нашего мышления. В этом случае он будет фактически совпадать с традиционной логикой Аристотеля, запрещающей противоречия в нашем мышлении.

Есть и другое представление о мире. Его афористично выразил Гераклит задолго до Аристотеля: «все течет, все изменяется», «в одну реку нельзя войти дважды». Действительно, в мире постоянно происходят те или иные изменения, но дело даже не в этом, ведь изменения признает и фиксирует и метафизика. Главное, что мир развивается, что одни состояния заменяются другими, что появляется новое, никогда не существовавшее качество. В чем источник такого развития, как объяснить его механизм, в каком направлении оно идет – эти вопросы поднимает противоположное метафизике философское направление – диалектика.

Диалектика – философское учение о всеобщей связи и развитии. В варианте Гераклита это стихийное, ничем не доказанное ощущение всеобщей связи – объективной диалектики. Почти одновременно с этим появляются контуры субъективной диалектики, диалектики мышления или логики. Ее родоначальником стал Сократ. Мы знаем о нем и его методе достижения истины через обнаружение противоречий в высказываниях противника из «Диалогов» Платона. Свою диалектику Сократ называл повивальной бабкой обнаружения истины. Он настолько преуспел в таком методе, что до сих пор его диалоги с учениками являются непревзойденным искусством рассуждения.

Развернутая теория диалектики была разработана значительно позднее. Ее автором стал Гегель. Он сформулировал три основных закона диалектики, которые позволяют понять весь процесс развития. На вопрос об источнике развития отвечает закон единства и борьбы противоположностей: именно сосуществующие внутренние противоположности, которые в определенный момент достигают стадии противоречия, являются этим источником.

На стадии разрешения противоречия, когда нарушена мера соотношения количества определенного качества, происходит скачек к новому качественному состоянию. Он может быть как революционным, так и эволюционным, относительно медленным и менее болезненным. Этот механизм развития раскрывается при помощи закона перехода количественных изменений в качественные. Новое качественное состояние не является абсолютным отрицанием старого, ведь сохранена одна из сторон противоречивого единства старого качества. Поэтому развитие не представляет собой прямолинейного движения вперед, а происходит по спирали, на каждом новом витке которого есть точка возврата к «якобы старому». Направленность развития раскрывается в законе отрицания отрицания. Нельзя сказать, чтобы это была единственная теория развития. В современной философии существуют и другие варианты объяснения этого процесса, связанные, в частности, с синергетикой. Однако в стройности и завершенности ей не откажешь. Главная заслуга состоит в том, что теперь нет необходимости прибегать к идее внешнего толчка, поскольку источник движения находится внутри.

Диалектика Гегеля носит идеалистический характер. Развитие в ней принадлежит лишь абсолютной идее. Материя же, по сложившейся идеалистической традиции, остается косной и неподвижной. Интересно, что в ходе построения своей системы, при всей ее стройности, Гегель пришел к явному противоречию. Для диалектики процесс развития постоянен, «для нее нет ничего святого», все подвержено преобразованию и исчезновению. В то же время Гегель стремится построить законченную идеалистическую систему, то есть достичь определенного законченного ее состояния. Система и метод Гегеля приходят таким образом к противоречию: диалектика указывает: законченных, совершенных систем нет, а абсолютная идея по определению таким совершенством является.

Материалистический вариант диалектики разработал ученик Гегеля Маркс. Он попытался осмыслить социальную реальность, найти ключ к изменениям, происходящим в обществе и использовать его для создания теории переустройства общества. Так появились теория общественно-экономических формаций и теория социальной, в частности, социалистической революции.