Формы отражательно-познавательных связей между

субъектом и объектом:

· Связи отражения (от объекта к субъекту);

· Связи выражения (формирование в сознании образа, знака, имеющих смысл и содержание на основе отраженных свойств объекта познания);

· Связи обозначения ( формирование в сознании объема образа или знака, степени распространенности их на познаваемый и другие объекты).

·

 

5.5 Пути познания:

· Репродуктивное познание (означает фиксацию моментов отражения в сознании и закрепление их в мыслительных образах такими, какими они были восприняты; без изменений свойств и связей в знании).

· Продуктивноепознание (означает творчество, творческий характер познавательной деятельности.

 

 

Атрибуты научно-познавательного творчества:

Творчество означает:

· Выбор значимой или сложной познавательной цели;

· Сочетание экспериментального теоретического уровня;

· Опору на обыденно-чувственные знания и опыт исследования других субъектов;

· Использование современной методологии и технической базы;

· Основательную информированность субъекта в основной и смежных областях исследования;

· Многообразие способов проверки полученных результатов.

 

 

Виды познания:

· Обыденно-практическое;

· Теоретическое (научное);

· Вненаучное.

 

 

5.6 Специфика научного познания:

· Предполагается познаваемость мира;

· Предполагается причинность и закономерность явлений и процессов природы;

· Объективность и достоверность познания;

· Высшим авторитетом считается только объективная истина;

· Применяются специальные средства познания (приборы, аппараты, инструменты и т.д.);

· Применяются теоретические и экспериментальные методы познания;

· Применяются математические методы описания.

 

 

Разновидности вненаучного познания:

· Паранаучное;

· Религиозное;

· Народная наука;

· Иррациональное.

 

 

Специфика религиозного типа познания:

· Познаваемость мира допускается только частично;

· Причинность и закономерность явлений ставятся под сомнение;

· Субъективная вера доминирует над объективным знанием;

· Превалируют чувственные и иррациональные методы познания;

· Велико влияние традиции и авторитета;

· Догматизм.

 

 

Разновидности иррационального познания:

· Интуиция,

· Ясновидение,

· Озарение,

· Яснослышание,

· Инсайт,

· Психометрия,

· Предчувствие,

· Восприятие во сне.

5.7 Виды истины:

Истина– адекватное отражение объекта познающим субъектом; это такое знание, которое соответствует объекту познания.

 

· Абсолютная истина – полное, точное, исчерпывающее знание о чем-либо.

· Относительная истина – истинное, верное, но неполное знание о чем-либо.

· Объективность истины – истина сама по себе, независимая от человеческого сознания (от субъекта); содержание и смысл информации об объекте познания.

· Субъективность истины – истина, зависимая от человека (субъекта). Может совпадать с объективной или не совпадать.

· Конкретность истины – соотносимость знания с определенным объектом познания.

· Абстрактность истины (абстрактное знание) – выражает возможность самостоятельного существования знания от объекта познания, когда в нем опускаются многие конкретные признаки, а общие, типовые – сохраняются.

 

 

5.8 Способы проверки истинности знания:

1. многократное повторение чувственного опыта; практический эксперимент.

2. теоретический критерий (формально-логическая или диалектическая проверка).

3. практика.

 

 

Практика -конкретная целенаправленная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого себя в целях удовлетворения своих потребностей и интересов.

 

Главные виды практики:

· материально-производственная деятельность;

· научно-исследовательская деятельность (эксперимент, опыт);

· управленческая деятельность и др.

 

Гносеологические функции практики (то, чем она является):

· исходным пунктом, основой, источником познания;

· целью познания;

· движущей силой познания;

· результатом познания;

· критерием истинности знания.

 

 

5.9 Методы научного познания:

· Метод(греч. путь к чему-либо) – способ достижения цели; совокупность приемов практического или теоретического познания (освоения) действительности.

· Методология – совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке; учение о методах научного познания и преобразования мира; общая теория предметно-практической и познавательной деятельности.

 

Классификация методов научного познания:

· Общефилософский метод – совокупность всеобщих принципов, законов и категорий диалектики, регулирующих познавательную и практическую деятельность в целом.

· Общенаучные методы – приемы и операции, посредством которых решаются отдельные общепознавательные задачи:

· Эмпирические:

- наблюдение,

- эксперимент,

- обследование,

- обобщение,

- сравнение и др.

· Теоретические:

- анализ и синтез,

- индукция и дедукция,

- аналогия,

- абстрагирование,

- идеализация,

- моделирование,

- формализация и др.

· Специальные методы частных наук – приемы и операции, посредством которых решаются специфические задачи данных наук.

 

 

5.10 Формы научного познания:

Относительно самостоятельное выражение познавательного цикла и его результатов на различных стадиях и этапах исследования.

 

· Основные этапы исследования:

- эмпирический;

- теоретический.

 

· Основные формы научного познания:

- факты действительности,

- научные факты,

- проблема,

- гипотеза, ее доказательство или опровержение,

- теория.