Тема 5. Теория познания
Гносеология (теория познания) – раздел философии, в котором изучается природа познания.
5.1 Основные гносеологические концепции:
· Сенсуализм – основу человеческого познания составляют чувства.
· Интуитивизм – основу человеческого познания составляет интуиция (иррациональные способности познания).
· Эмпиризм – основу человеческого познания составляет опыт.
· Рационализм – основу познания составляет разум.
· Синтетическая концепция – человеческое познание основано на действии чувств, разума и интуиции.
5.2 Основные проблемы гносеологии:
· Познаваемость мира;
· Субъект и объект познания;
· Диалектика процесса познания;
· Истина и ее критерии;
· Методы научного познания;
· Формы научного познания.
5.3 Гносеологические принципы:
· Объективности;
· Познаваемости мира;
· Единства чувственного и абстрактно-логического в познании;
· Единства познания и практики;
· Единства отражения и познания у человека;
· Восхождения в познании от абстрактного к конкретному;
· Вариативности познания;
· Единства объективного и субъективного в познании;
· Единства абсолютного и относительного в познании;
· Историзма;
· Активности творческого отображения действительности;
· Конкретности истины.
Познание – специфическая деятельность, направленная на приобретение и развитие знания, выраженного в вербально-знаковой форме.
Виды знания:
· Ложное;
· Знание заблуждение;
· Истинное знание.
Знание – разновидность информации, имеющая самостоятельное функционирование. Информация есть свойство и результат всякого отражения.
Знание соотносится с информацией как более широким явлением.
Материальные носители информации:
· Книги,
· Рисунки,
· Объекты материальной культуры.
Основные точки зрения на процесс познания:
· Гностицизм – мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания).
· Агностицизм – неверие либо в возможность человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же утверждение ограниченной возможности познания.
Сущность теории агностицизма И.Канта:
· Человек обладает ограниченными познавательными возможностями (из-за ограниченных познавательных возможностей разума);
· Окружающий мир непознаваем; человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений – «вещей в себе».
Диалектика процесса познания:
«От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, таков диалектический путь познания истины, познание объективной реальности» В.И. Ленин.
Уровни познавательной деятельности:
· Чувственное познание (основано на деятельности органов чувств: зрения, слухе, обонянии, осязании, вкусе);
· Абстрактно-логическое, или рациональное (основано на деятельности рассудка и разума).
Основные формы чувственного познания:
· Ощущения,
· Восприятия,
· Представления.
5.4 Основные формы абстрактно-логического мышления:
· Понятия,
· Суждения,
· Умозаключения.
Ощущения –идеальные образы сознания, в которых зафиксированы отдельные внешние характеристики объекта познания.
Восприятия –переосмысленные ощущения, в которых сформирована целостная, но поверхностная характеристика объекта.
Представления – воспроизведение в сознании образов ранее воспринятых объектов познания с помощью памяти, внимания, ценностных ориентиров, а также формирование новых образов, созданных продуктивным осознанием информации или воображением.
Понятие –форма логического мышления, в которой отражены существенные признаки и связи объекта познания.
Суждение –мысль, выраженная в форме повествовательного предложения, в котором нечто утверждается об объектах и которая является объективно либо истинной, либо ложной.
Умозаключение -представляет форму мышления, когда на основе одного или нескольких суждений получается новое, выводное знание.
Субъект познания – это прежде всего индивид, активно познающий, действующий, обладающий сознанием и волей.
Субъектом познания, кроме индивида, выступает:
· Коллектив,
· Социальная группа,
· Класс,
· Общество в целом.
Объект познания -тот предмет (или явление), на который направлена познавательная деятельность субъекта.