Формы движения материи (по Ф. Энгельсу)
· Механическая;
· Физическая;
· Химическая;
· Биологическая;
· Социальная.
Основные группы форм движения:
· К формам движения в неорганической природе относятся:
- пространственные перемещения,
- движение элементарных частиц и полей,
- движение и процессы превращения атомов и молекул,
- изменения в структуре макроскопических тел,
- геологические изменения, процессы, протекающие на планетах, звездах.
· К формам движения на уровне живой природы относятся:
- обмен веществ,
- процессы отражения, саморегуляции, управления и воспроизводства,
- различные отношения в экологических системах,
- взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли и с обществом.
· К формам движения на уровне общества относятся:
- всё многообразие человеческой деятельности,
- все формы отношений,
- все формы преобразований мира, в котором живет человек.
Онтологическая структура бытия согласно христианской теологии
Небесный мир | Духовное бытие | Рай |
Земной мир | Природное бытие | Объективная физическая сфера жизни |
Мир грешников | Низшее бытие | Ад |
Онтологическая структура бытия согласно Г. Гегелю
Абсолютная идея сама по себе (Мировой разум=Бог) | Логическая ступень развития. Абсолютная идея. |
Природа как инобытие Абсолютной идеи | Природная ступень развития Абсолютной идеи. |
Человеческий дух как воплощение Абсолютной идеи | Человеческая ступень развития Абсолютной идеи. |
Философские подходы к понятию (категории) «материя»
· Материалистический подход:
- материя есть объективная реальность,
- материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы – дух, человек, общество, - порождения материи;
- материя первична и представляет собой наличное бытие.
· Объективно-идеалистический подход:
- материя объективно существует как порождение (объективизация) независимого от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;
· Субъективно-идеалистический подход:
- материя как самостоятельная реальность не существует вообще, она лишь продукт субъективного (существующего только в виде сознания) духа.
· Позитивистский: понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.