Историческое осмысление категории бытия
Термин «бытие» был введен в философию древнегреческим философом Парменидом.
Согласно Пармениду, бытие – это то, что действительно есть, что является подлинным миром, находящимся за миром предметно-чувственным.
Бытие есть мысль, оно едино и неизменно, абсолютно и самотождественно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект; оно есть вся возможная полнота совершенства, среди которых на первом месте Истина, Добро, Благо, Свет.
Оно не возникло, неуничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени.
Бытие можно постигать только мыслью, умом.
Бытие – это не субъективная мысль человека, а Логос – космический Разум. Логос – не только слово, но и всеобщее основание вещей, которое непосредственно открывается человеку в его мысли.
Гераклит под бытием понимал чувственно-воспринимаемый мир, непрерывно изменяющийся. В основе мира находится огонь.
Платон рассматривает бытие как идеальное, бестелесное образование – идею. Он различает «бытие по мнению» - видимая внешняя реальность и «истинное бытие» - доступное лишь философскому разуму.
В эпоху средневековья философы выделяют бытие творящее (Бога) и бытие сотворенное (тленный мир).
В эпоху Возрождения бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку; как то сущее, которое человек осваивает в процессе своей деятельности.
В Новое время человек, его сознание и мышление стали рассматриваться как нечто подлинно первичное, как то, что действительно есть (это идеалистическая концепция бытия). Декарт сделал мысль бытием: «Я мыслю, следовательно, существую». Бытие стало субъективным, человекоразмерным, определяемым человеческими способностями воспринимать его и действовать в нем.
Философский материализм ХУ11-ХУ111 вв – бытие отождествляется с природой, с миром чувственно-воспринимаемых вещей и явлений.
Представители немецкой классической философии (Кант, Гегель) сделали акцент на объективно-идеальном понимании бытия как процесса или истории, или вечного движения, или самой жизни. Сущность объективно-идеального бытия раскрывается через различные формы активно действующей идеальной субстанции.