Немецкий философ, разрабатывающий концепцию антропологического материализма.
Основные философские труды:
· «Сущность христианства»;
· «Основные положения философии будущего»;
· «Лекции о сущности религии»;
· «К критике философии Гегеля».
Суть теории антропологического материализма состоит в том, что:
· Единственно существующими реальностями являются природа и человек;
· Человек является частью природы, ее высшим продуктом;
· Человек есть единство материального и духовного;
· Человек – уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями;
· Психика человека зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой;
· Выступал против диалектического противопоставления в человеке духовного начала телесному;
· Человек должен стать главным интересом философии, призванной раскрыть природную сущность человека;
· Смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.
· Природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;
· Все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи;
· Идеи не существуют сами по себе, а есть продукт сознания человека.
Критика идеалистической философии Л. Фейербахом состояла в следующем:
· Фейербах отвергает идею тождества бытия и мышления;
· Не признает наличия абсолютной идеи – самостоятельной субстанции и первопричины материального мира;
· Логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир – окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как Абсолютная Идея – лишь догадка разума, выдумка Гегеля;
· Не признает единства философии и религии;
· Отвергает диалектику (что являлось ошибкой Фейербаха);
· Выступает с атеистических позиций в критике религии;
· В гносеологии выступает оппонентом И.Канта, говоря о безграничных возможностях разума человека.
Проблема Бога и религии в философии Фейербаха:
· Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует;
· Бог – порождение сознания человека, плод воображения человека;
· Религия – мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью;
· Распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям;
· Корни религии – в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности;
· Бог – идеальный образ человека, созданный человекам, это то, чем хотел бы себя увидеть человек;
· Бог в действительности не является творцом. Он – творение человека, его разума, в то время как истинный творец – человек;
· Фейербах вскрыл связь идеализма и религии;
· Основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия;
· Существующую религию, основанную на вере в Бога необходимо заменить религией любви людей друг к другу, любви внутри семьи.