Немецкий философ, разрабатывающий концепцию антропологического материализма.

Основные философские труды:

· «Сущность христианства»;

· «Основные положения философии будущего»;

· «Лекции о сущности религии»;

· «К критике философии Гегеля».

Суть теории антропологического материализма состоит в том, что:

· Единственно существующими реальностями являются природа и человек;

· Человек является частью природы, ее высшим продуктом;

· Человек есть единство материального и духовного;

· Человек – уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями;

· Психика человека зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой;

· Выступал против диалектического противопоставления в человеке духовного начала телесному;

· Человек должен стать главным интересом философии, призванной раскрыть природную сущность человека;

· Смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.

· Природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;

· Все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи;

· Идеи не существуют сами по себе, а есть продукт сознания человека.

 

Критика идеалистической философии Л. Фейербахом состояла в следующем:

· Фейербах отвергает идею тождества бытия и мышления;

· Не признает наличия абсолютной идеи – самостоятельной субстанции и первопричины материального мира;

· Логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир – окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как Абсолютная Идея – лишь догадка разума, выдумка Гегеля;

· Не признает единства философии и религии;

· Отвергает диалектику (что являлось ошибкой Фейербаха);

· Выступает с атеистических позиций в критике религии;

· В гносеологии выступает оппонентом И.Канта, говоря о безграничных возможностях разума человека.

 

Проблема Бога и религии в философии Фейербаха:

· Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует;

· Бог – порождение сознания человека, плод воображения человека;

· Религия – мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью;

· Распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям;

· Корни религии – в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности;

· Бог – идеальный образ человека, созданный человекам, это то, чем хотел бы себя увидеть человек;

· Бог в действительности не является творцом. Он – творение человека, его разума, в то время как истинный творец – человек;

· Фейербах вскрыл связь идеализма и религии;

· Основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия;

· Существующую религию, основанную на вере в Бога необходимо заменить религией любви людей друг к другу, любви внутри семьи.