Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831)
Гегелем были выдвинуты и разработаны:
· Теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является Абсолютная Идея, Мировой Дух);
· Диалектика как всеобщий философский метод.
Важнейшие философские труды:
· «Наука Логики»;
· «Энциклопедия философских наук»;
· «Феноменология Духа»;
· «Философия истории»;
· «Философия права»;
· «Эстетика» и др.
В «Науке Логики» философ уподобил весь мир мышлению, которое функционирует по своим собственным законам и предписывает их и природе, и общественной жизни.
· Ключевыми онтологическими понятиями философии Гегеля являются Абсолютная Идея и отчуждение;
· Учение о тождестве бытия и мышления является руководящей идеей объясняющей взаимодействие материального и идеального миров.
Философская система Гегеля:
· В основе мироздания лежит Абсолютная Идея;
· Абсолютная идея (Мировой Дух) это:
ü Единственно существующая подлинная реальность;
ü Неизменная духовная сущность, не зависящая ни от кого и ни от чего;
ü Она существует изначально в мире;
ü Первопричина всего окружающего мира и самой себя (causa sui);
ü Обладает самосознанием и способностью творить.
Учение о развитии Абсолютной Идеи:
· Развитие Абсолютной Идеи (Мирового Духа) идет через отчуждение самого себя:
ü В мышление;
ü В природу;
ü В общество.
· Абсолютная Идея отчуждает себя сначала в мышление, где проходит в своем развитии три ступени: понятие, суждение, умозаключение.
· Реализовав и наполнив себя содержанием в мышлении, она отчуждает себя в природу, проходя через три ступени: механику, химизм и организм, достигает своего высшего выражения в человеке и отчуждает себя в общество.
· Через человека Мировой Дух:
ü Проявляет себя в виде слов, речи, языка;
ü Целенаправленно и закономерно движется – это действия, поступки человека, ход истории;
ü Познает себя через познавательную деятельность человека;
ü Творит – в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.
· В обществе Абсолютная Идея (Дух) проходит в своем развитии три ступени:
ü Субъективный Дух – душа, сознание отдельного человека;
ü Объективный Дух – «дух общества в целом» в виде права, семьи и государства;
ü Абсолютный Дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного Духа являются: искусство, религия, философия.
Искусство –непосредственное отображение человеком (талантливым и гениальным) абсолютной идеи. Абсолютная Идея, «увиденная» гениальными людьми.
Религия –антитезис искусства. Религия – Абсолютная Идея, открытая человеку Богом в виде откровения.
Философия -синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания Абсолютной Идеи. Философия – полное раскрытие всех истин, познание Абсолютным Духом самого себя, «мир, схваченный мыслью».
Учение Гегеля о диалектике:
· Диалектика, по Гегелю, - основополагающий закон развития и существования Мирового Духа и сотворенного им окружающего мира.
· Смысл диалектики:
ü Всё – Мировой Дух, «конечный дух» (человек), предметы и явления окружающего мира, процессы – содержат в себе противоположные начала;
ü Данные начала находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;
ü Единство и борьба противоположностей – основа развития и существования всего в мире (то есть, основа всеобщего существования и развития);
· Гегель является творцом диалектического метода, в основе которого лежат три закона диалектики: единства и борьбы противоположностей; взаимного перехода количественных и качественных изменений и отрицания отрицания.
Социально-политические взгляды Гегеля:
· Государство – форма существования Бога в мире;
· Право – наличное бытие (воплощение) свободы;
· Общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу;
· Богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться;
· Противоречия, конфликты в обществе – не зло, а благо, двигатель прогресса;
· Противоречия и конфликты между государствами, войны – двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе;
· «Вечный мир» приведет к загниванию и моральному разложению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации.