В своей книге «Критика чистого разума» И. Кант отстаивает идею агностицизма, то есть невозможности познания окружающей действительности.

· И.Кант дуалистически разделяет действительность на два одновременно существующих мира: (1) мир «вещей в себе» (это внутренняя сущность вещи) – невоспринимаемая и непознаваемая человеком действительность, трансцендентный мир. (2) И мир «вещей для нас» - совокупность чувственно воспринимаемых предметов и явлений, закрепленных в образах сознания – трансцендентальный мир. Мир «вещей для нас» познаваем.

· Главное внимание И.Кант уделяет анализу процесса познания мира «вещей для нас». Он обосновал три ступени познания:

ü Чувственное познание – как реализация способности человека к ощущениям;

ü Рассудочное познание, воплощающее способность к понятийному мышлению;

ü Разумное познание как реализация способности человека делать (формулировать) умозаключения на уровне так называемых «идей разума», играющих роль регулятивов познания и деятельности.

· На третей ступени познания, как обнаружил И.Кант, возникает проблема логических противоречий (антиномий);

· Кантом было выдвинуто учение о категориях – предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. Нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными категориями;

· Таких категорий И. Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом;

· Данными классами являются:

ü Количество;

ü Качество;

ü Отношение;

ü Модальность.

Таким образом, все в мире обладает количеством, качеством, отношениями, модальностью.

· Категории класса:

ü Количество: единство, множество, целостность.

ü Качество: реальность, отрицание, ограничение.

ü Отношения: субстанциональность (присущность) и акциденция (случайное свойство), причина и следствие, взаимодействие.

ü Модальность: возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность.

 

 

Кроме «чистого разума» И.Кант рассматривает и «практический разум»:

· Практический разум ориентирует человека в его общественной жизни. Основой поведения субъекта является «автономная воля» и правила, или максимы, вырабатываемые в обществе;

· Самым существенным регулятором поведения людей ограничивающим их произвольное поведение является моральный закон, который имеет высший и безусловный характер. Кант назвал его категорическим императивом. Одна из его формулировок звучит так: «Поступай всегда так, чтобы максима твоей воли была основой всеобщего законодательства».

Моральный закон (категорический императив) И. Канта понимается следующим образом:

· Человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех, всеобщим законом;

· Никогда нельзя относиться к другому человеку как к средству, но всегда как к цели;

· Вся мораль в обществе должна основываться на соблюдении чувства долга.

 

 

Социально-политические взгляды И. Канта:

· Философ считал, что человек наделен изначально злой природой;

· Видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному законы (категорическому императиву);

· Был сторонником распространения демократии и правового порядка – в каждом отдельном обществе, а также в отношениях между государствами и народами;

· Считал, что в будущем неизбежно наступит «Вечный мир» - войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.

 

 

Историческое значение философии И. Канта в том, что им было:

· Дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы (из вращающейся туманности разреженных в пространстве элементов);

· Выдвинута идея о наличии границ познавательной деятельности разума человека (антиномии, «вещь в себе»);

· Выведено двенадцать категорий – предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления;

· Сформулирован категорический императив – моральный закон.

· Выдвинута идея демократии и правового порядка как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях;

· Осуждены войны, предсказан «Вечный мир» в будущем, основанный на экономической невыгодности войны и их правовом запрете.

 

Поприще философии в этом широком значении можно подвести под сле­дующие вопросы:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я могу надеяться?

4. Что такое человек?

Всего долее живут в том случае, если менее всего заботятся о продлении жизни.

Не мыслям надобно учить, а мыслить.

Работа - лучший способ наслаждаться жизнью.

Быть опровергнутым - этого опасаться нечего; опасаться следует другого - быть непонятым.

И чем более я размышляю, тем более две вещи наполняют душу мою все новым удивлением и нарастающим благоговением: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне.

Кант Иммануил (1724 - 1804 г.)