Представители: Вольтер (1694-1778); Ш. Монтескье (1689 -1775); П. Гольбах (1723-1789); Ж.Ж. Руссо (1712—1778); Д.Дидро (1713-1784)
Вольтер. Для него Бог, это Нечто, что отстоит от людей и спокойно наблюдает за их делами, он безучастен, равнодушен и рационален. Для Него нет человека, есть только народ. Вольтер бросает в лицо церкви дерзкий призыв: «Раздавите гадину!»- и активно включился в борьбу против религиозных форм восприятия действительности. Бог в глазах просветителей дискредитировал себя, потому что его именем пользовались олигархи для обмана народа и укрепления власти. Но Бог нужен для поддержания нравственных начал в народе. Вольтер выступает за гуманное отношение к народу, но идеалом правления считает просвещенную монархию
МонтескьеЕго взгляды во многом совпадают с Вольтером. Идея приоритета закона и классическое распределение властей на 3 ветви; история делается людьми, а не является божественным промыслом.
Гольбах:религиозные идеи ослепляют в равной степени и правителей и народы Долг связывает не человека и Бога, а человека и общество
Руссо видел в боге мировой разум и мировую волю, считал материю вечной и объективно существующей всегда
- человек состоит из смертного тела и бессмертной души
- считал, что мир познаваем не до конца
- главная причина противоречий в обществе – частная собственность
- власть должна осуществляться не через парламент, а через народное собрание
- дети должны воспитываться изолированно от общества представителями нового свободного типа людей
В своих произведениях Руссо приходит к выводу, что обществу нужна революция для искоренения зла, причину которого он видит в цивилизации
Революция нужна не обществу, а против общества
Дидросоздал одну из самых стойких утопий идеального общества:
- отмена частной собственности
- право на существование и на труд
- всеобщая обязанность трудиться
Каждый гражданин должен приносить пользу, а все продукты распределяются через общественные склады по принципу « потребности»