Афоризмы Э. Роттердамского
Лишь одним дуракам даровано умение говорить правду, никого не оскорбляя.
Большинство людей глупы, и всякий дурачится на свой лад.
Начать войну легко, а закончить трудно.
Невежество - мать высокомерия, а ученость рождает скромность.
Фортуна любит людей не слишком благоразумных, но зато отважных. Мудрость делает людей робкими, и потому на каждом шагу видишь
мудрецов, живущих в бедности, в голоде... повсюду встречающих лишь презрение и ненависть. К дуракам же плывут деньги, они держат в руках кормило государственного правления и вообще всячески процветают.
Эразм из Роттердама (1469 - 1536 г.)
Красота - это обещание счастья.
Нужда есть меньший позор, чем глупость.
Гоббс Томас (1588 - 1679 г.)
Дурные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил, Насмешка - это наиболее утонченный способ выставить недостатки
других.
Действия людей - лучшие переводчики их мыслей.
Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть - добрыми или злыми, полезными или бесполезными, - благодаря воспитанию.
Локк Джон (1632 - 1704 г.)
Страх возникает вследствие бессилия духа.
Понимание - начало согласия.
Мы деятельны, лишь поскольку мы познаем.
Для человека нет ничего полезнее человека.
Невежество не есть аргумент.
Не плакать, не смеяться, не ненавидеть, а понимать!
Спиноза Барух (1632 - 1677 г.)
Идейное содержание французского Прсвещения
Просвещение – идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, которое было обусловлено следующими идеологемами:
- установление царства разума
- атеизм
- политические свободы
- гражданское равенство
Длилась 100 лет – между двух Великих революций
Главная особенность – рациональность, т.е. способность человека взглянуть на бытие, Бога, самого себя так, чтобы становились очевидны какие – то закономерности. Это выработка методов, при помощи которых представление о мире станут системой государственных законов, культурных традиций и т.д
Методы - разнообразны. Например низвержение Бога, насильственный перелом сознания, культуры и т.д
Главное – создать такой социальный строй, который бы соответствовал представлению о счастье. Бог – соперник в господстве ученого над мировоззрением человека.