Афоризмы Э. Роттердамского

Лишь одним дуракам даровано умение говорить правду, никого не ос­корбляя.

Большинство людей глупы, и всякий дурачится на свой лад.

Начать войну легко, а закончить трудно.

Невежество - мать высокомерия, а ученость рождает скромность.

Фортуна любит людей не слишком благоразумных, но зато отважных. Мудрость делает людей робкими, и потому на каждом шагу видишь

мудрецов, живущих в бедности, в голоде... повсюду встречающих лишь презрение и ненависть. К дуракам же плывут деньги, они держат в руках кормило государственного правления и вообще всячески процветают.

Эразм из Роттердама (1469 - 1536 г.)

Красота - это обещание счастья.

Нужда есть меньший позор, чем глупость.

Гоббс Томас (1588 - 1679 г.)

Дурные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил, Насмешка - это наиболее утонченный способ выставить недостатки

других.

Действия людей - лучшие переводчики их мыслей.

Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть - добрыми или злыми, полезными или бесполезными, - благодаря воспитанию.

Локк Джон (1632 - 1704 г.)

Страх возникает вследствие бессилия духа.

Понимание - начало согласия.

Мы деятельны, лишь поскольку мы познаем.

Для человека нет ничего полезнее человека.

Невежество не есть аргумент.

Не плакать, не смеяться, не ненавидеть, а понимать!

Спиноза Барух (1632 - 1677 г.)

Идейное содержание французского Прсвещения

Просвещение – идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, которое было обусловлено следующими идеологемами:

- установление царства разума

- атеизм

- политические свободы

- гражданское равенство

Длилась 100 лет – между двух Великих революций

Главная особенность – рациональность, т.е. способность человека взглянуть на бытие, Бога, самого себя так, чтобы становились очевидны какие – то закономерности. Это выработка методов, при помощи которых представление о мире станут системой государственных законов, культурных традиций и т.д

Методы - разнообразны. Например низвержение Бога, насильственный перелом сознания, культуры и т.д

Главное – создать такой социальный строй, который бы соответствовал представлению о счастье. Бог – соперник в господстве ученого над мировоззрением человека.