Основополагающие догматы средневековой философии
Догмат творения. Согласно догмату творения:
· Бог сотворил окружающий мир из ничего;
· Творение мира есть результат акта Божественной воли;
· Мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;
· Природа не может творить саму себя;
· Единственным творческим началом во Вселенной является Бог;
· Бог вечен, постоянен и всепроникающ;
· Подлинным бытием обладает только Бог;
· Сотворенный Богом мир не есть подлинное бытиме, мир вторичен по отношению к Богу;
· Поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле Бога, он непостоянен, изменчив и временен;
· Нет четкой границы между Богом и Его творением.
· Догмат откровения. Согласно догмату откровения:
· Мир можно познать, только познав Бога;
· Бог недоступен для познания;
· Несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение – Библию;
· Единственный способ познания Бога и всего сущего – толкование Библии;
· Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека – вере.
· Проблема добра и зла:
· Окружающий мир всецело сотворен Богом;
· Бог является носителем и сосредоточием добра и справедливости;
· Следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;
· Зло в мир приносит дьявол (сатана) – падший ангел, восставший против Бога;
· Поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается обманом своих темных целей;
· В мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир – творение Бога и Бог добр, то добро в итоге одержит победу над злом.
Основные этапы в развитии средневековой философии: