Духовная сфера общества

Основные элементы духовной жизни общества:

ü Духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире

ü Духовные ценности, возникающие в результате духовной деятельности: например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения.

ü В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются) людьми в соответствии с их духовными потребностями

ü Духовные отношения – общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями.

ü Индивидуальное сознание человека – восприятие им отдельных сторон бытия.

ü Общественное сознание – возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности, совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.

Элементы общественного сознания
Обыденное (непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности) и теоретическое сознание (высшее обобщенное восприятие бытия) Общественная идеология (система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев, общественно-политический строй) и психология (чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом) Формы общественного сознания: ü политическое ü правовое ü моральное ü научное ü религиозное

Философские проблемы модернизации казахстанского общества.Реализация проектов социальной модернизации казахстанского социума в контексте социальных отношений приобретает сегодня первостепенное значение. Прежде всего, это снижение уровня расслоения населения по социально-экономическим показателям, внедрение технологий, позволяющих минимизировать общение гражданина с чиновником при решении социальных вопросов, более последовательное отстаивание интересов личности.

В социально-политической науке широко известно разделение на консервативное и либеральное крыло школы транзитологии. Сторонники первого подхода считают главным условием успешности преобразований сохранение политической стабильности, позволяющее реформаторской элите завершить процесс институционализации современной политической системы. Приверженцы второго пути настаивают на немедленном внедрении западных демократических стандартов, совершенно не учитывая реалии посттоталитарных и посттрадиционных обществ. На наш взгляд, первых условно можно назвать реалистами, вторых - романтиками.

История жестоко наказывает за романтизм и отрыв абстрактных схем от практики. Попытка навязывания вестернизаторской теории незападным обществам дорого обошлась странам «третьего мира». Многие из них, попав в ловушки модернизации, были отброшены назад, в историческое прошлое по причине перманентной нестабильности, хаоса и гражданской войны, наступавшими вследствие механического переноса западных рецептов на чужеродную почву.

При переходе теоретических споров либералов и консерваторов в плоскость практической политики зачастую возникает дилемма: авторитаризм или демократия. На наш взгляд, это дихотомия, совершенно не учитывающая сложность транзитного периода от тоталитаризма к демократии. Важно понимать объективность ведущей роли государства в этом процессе, обусловленной необходимостью ускоренного проведения экономических, политических и социальных реформ, слабостью институтов гражданского общества, необходимостью преодоления стереотипов тоталитарного мышления в массовом сознании и т.д. В случае с молодыми странами, строящими независимую государственность, «синдром модернизации» усугубляется отсутствием институциональной основы, каркаса государства, позволяющим проводить радикальные преобразования в обществе.

Не случайно Президент Н.А. Назарбаев в Стратегии «Казахстан-2030» подчеркнул, что со времени обретения независимости «...мы преследовали две главные стратегические цели. Во-первых, чтобы Казахстан стал суверенным государством. Многие сейчас готовы принять это как должное, но казахстанцы должны помнить, как редко и с каким трудом это происходило в нашей истории. Во-вторых, мы начали проводить широкомасштабные социальные, политические и экономические реформы».

Философия культуры или культурфилософия– философская дисциплина, которая ориентирована на философское постижение и осмысление сущности и значения культуры как некоего универсального и всеобъемлющего феномена.

Термин «культурфилософия» был введен в начале XIX в. немецким мыслителем А. Мюллером.

Культура(лат. cultura – возделывание, обработка) - это совокупность осмысленной творческой деятельности людей; сложная, многофункциональная система, вбирающая в себя разнообразные аспекты человеческой деятельности.