Шакарим Кудайбердиев (1858-1931) – «Три истины», «Каноны мусульманства».
Как и Абай, Шакарим отдавал предпочтение философской антропологии. Он продолжает просветительские идеи, что сущность человека, его природа и назначение заключаются в знании и истине.
Три Истины, которые провозглашает мыслитель, выстраиваются в следующей иерархии:
- Истиной является вера в Бога и бессмертие души;
- Истинно бесконечное развитие науки путем отрицания отрицания, которое неограниченно раздвигает горизонты познания во всем, что касается души;
- Истинно то, что Совесть, как изначальная потребность души, способна очистить человечество от нравственной скверны и настаивать его на путь праведной жизни.
В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести. Об этом должны позаботиться «ученые головы». Они должны «разработать данную теорию как дисциплину, обязательную для всех».
Как философ он был совершенно независимым и мыслил самостоятельно. Убедительным свидетельством тому является его замечательное философское сочинение под названием «Три истины». В «Трех истинах» он приводит пять наиболее сильных аргументов в пользу материализма. Он определяет их следующим образом:
1) путь кругообращения — аргумент, связанный с признанием циклического характера развития мироздания;
2) путь природного происхождения. Этот аргумент по существу сводится к дарвинской теории происхождения видов путем естественного отбора, хотя сам Шакарим склонен связывать ее с именем философа Митерия;
3) путь сродства. В этом аргументе воспроизводятся идеи Макена о том, что все многообразие растительного и животного
мира на земле рождено морем;
4) чувственные восприятия. Шакарим не мог не считаться с мыслью материалистов о том, что всякую вещь люди прежде всего постигают чувствами. При этом он ссылался на Бюхнера, но на самом деле так и кажется, что он в точности воспроизводит идеи Абая о чувственном восприятии как единственном и надежном источнике познания;
5) многообразие. Бесконечное многообразие не похожих друг на друга вещей и тел природы свидетельствует о том, «что каждая вещь происходит сама по себе, самопроизвольно, в соответствии со своей причинной обусловленностью и условиями среды». Этот аргумент проводится со ссылкой на Демокрита.
Ключевые понятия:тенгризм, номадизм, шаманизм, деизм, «Зар-заман», синкретизм, просветительство.
Лекция 11. Философия бытия
Цельи задачи лекции: дать краткий обзор исходных категорий философской науки, показать их методологическое и мировоззренческое значение.
План:
- Понятие бытия, ее смысл и специфика
- Формирование философского понятия материи.
- Движение как атрибут материи. Основные формы движения материи.
- Пространство и время как формы бытия материи.
Литература:
- Мир философии: книга для чтения. В 2 ч. – М., 1991
- Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западно-европейской философии. – М., 1986
- Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. – М., 2000
- Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч. 2. – М., 1989
- Философия: Учебное пособие. Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М., 1996 (2002, 2005)
1. Одной из фундаментальных проблем, решение которой определяет основные типы философских взглядов, является онтологическая проблема: что есть действительность (реальность, бытие)? Это проблема бытия. Различные решения этой проблемы определяют выбор различных исходных предпосылок для построения общей философской картины мира.
Категория бытия имеет большое значение и в философии и в жизни. Как же мы приходим к пониманию бытия? В чем его жизненные корни и философский смысл?
Содержание проблемы бытия включает в себя размышление о мире, его существовании, о жизни и смерти, о рождении и исчезновении, т.е. философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека, мир как целое, соотношение материального и идеального, место человека в обществе и мире.
Впервые этот термин в философию ввел античный философ Парменид (V-IV вв. до н.э.).
ДВА ВИДА ПОНИМАНИЯ БЫТИЯ:
Линия Парменида – неизменное, единое, неподвижное, самотождественное.
Линия Гераклита – изменчивое, претерпевающее постоянное становление.
Бытие– это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
Как мы изучали, в ходе исторического познания, в особенности познания философского, были выделены, по-разному истолкованы различные формы бытия как объективно-реальные (природа, общество, человек), так и вымышленные (мир абсолютных сущностей, бог).