Основные принципы и положения философии марксизма.

1.Формулировка основного, с позиций марксизма, вопроса философии иего материалистическое решение. "Великий, основной вопрос философии – это вопрос об отношении мышления к бытию, духа к материи", указывал Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии». Этот вопрос, по мнению автора, имеет две стороны: первая – что первично, материя или сознание? Марксизм утверждает, что первична материя. Вторая – познаваем ли мир? Марксизм признает, что мир познаваем.

2. Соединение материализма и диалектики. Здесь следует рассказать о том, что такое материализм и в чем сущность диалектики. (См. соответствующие разделы).

 

3. Учение о материи.

Учение о материи может быть раскрыто на основе ленинского определения материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях и существует независимо от них»; «… единственное свойство материи - это быть объективной реальностью, то есть существовать вне человеческого сознания». Выводы, вытекающие из приведенного определения: материя – это понятие для обозначения объективной реальности, а не какой либо субстрат, например, вода или атомы; материя отображается органами чувств человека и существует независимо от него.

4. Материалистическое понимание истории. Его смысл заключается в следующем: развитие общества представляет собой закономерный естественноисторический процесс смены общественно-экономических формаций. Главным фактором общественного развития являются экономические и, прежде всего, производственные, отношения. Они характеризуют отношение людей к средствам производства, к собственности. В каждом обществе они есть фундамент, базис, на котором «выстраивается» все остальное общественное здание – надстройка.

Существует несколько типов производственных отношений и все многообразие социальных организмов (стран, государств) можно свести к нескольким основным типам, которые в марксизме получили название «общественно-экономическая формация».

Каждый тип общества основан на определенном способе производства, который представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. В обществе, считал К.Маркс, действует закон соответствия производительных сил уровню развития и характеру производственных отношений. Постоянное развитие производительных сил (количественное изменение) ведет к смене производственных отношений (качественное изменение, переход к новому качеству), смене типа общества. Обычно это происходит путем революции, скачка в развитии общества. Общая направленность процесса смены общественно-экономических формаций такова - от первобытного общества к коммунизму. "Философы лишь различным образом объясняли мир. Задача состоит в том, чтобы изменить его", - считал К.Маркс.