СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.
Философия настолько сложное, многогранное явление, что дать ей однозначное определение практически невозможно. Поэтому попытаемся раскрыть сущность философии через ряд определений. Начнем с перевода этого понятия на русский язык.
Философия – от греческого phileo – люблю, sophia – мудрость, то есть любовь к мудрости, рассуждениям, теоретизированию, или, как перевели в России в ХУШ веке – любомудрие.
Философия – может выступать как основа мировоззрения наряду с наукой и религией. Религиозное мировоззрение означает, что люди воспринимают мир с точки зрения бытия Бога, наличия бессмертной души и главную земную задачу видят в ее сохранении. В формировании научного мировоззрения базовую роль играет конкретное, прежде всего естественнонаучное знание. Например, Норберт Винер - «отец кибернетики», как часто его называют, заметил, что:
- в ХУШ столетии – веке механики – мир уподобляли огромному часовому механизму;
- в Х1Х столетии - мир сравнивали с машиной, перерабатывающей вещество и энергию;
- в ХХ столетии – мир представляют в виде системы, перерабатывающей информацию и управляющей своей деятельностью.
Философия – особый способ постижения мира,существующий наряду с обыденным мышлением.
ОБЫДЕННОЕ мышление – это распространенный и вполне достаточный в обиходе тип мышления. Ему свойственны:
а) непоследовательность: с одной стороны, здесь доверяют только тому, что можно ощутить, а с другой - принимают на веру положения окруженные ореолом общепринятости. Например, вера необразованных землепашцев в то, что Земля плоская и высмеивание ими землемера, утверждающего, что она круглая;
б) догматизм: конструирование "вечных" и "неизменных" принципов, стремление к прямолинейным суждениям. Сталкиваясь с противоречиями действительности обыденное мышление, отворачивается от них как от абсурда, а в лучшем случае цепляется за одну сторону противоречия, возводя ее в абсолют;
в) редукционизм: стремление все упростить, свести сложное явление к сумме его элементов;
г) поверхностность: обыденное мышление отражает, как правило, то, что лежит на поверхности, не понимая, что за внешней достоверностью явления зачастую скрывается не совпадающая с ней сущность.