Виды правотворчества.

Правотворческая деятельность государства осуществляется в различных видах.Одним из важнейших видов правотворчества является издание соответствующими государственными органами нормативных правовых актов (законов и подзаконных нормативных актов). Понятие правотворчества включает в себя различные виды правотворческой деятельности, которые отражают особенности процесса выражения и закрепления нормативно-правового характера и содержания разных источников действующего права – нормативных правовых актов, нормативного правового договора, правового обычая, судебного прецедента и т.д.

Специфика этих различных видов правотворческой деятельности обусловлена своеобразием соответствующих источников права, особенностями самого источника, его нормативно-правовой природы, характера и содержания.

В Российской Федерации различаются следующиеосновные виды правотворчества:

1) Принятие нормативных правовых актов компетентными государственными органами. Он осуществляется различными государственными структурами, обладающими правотворческими полномочиями. В Российской Федерации правом издавать нормативные акты наделены: Государственная Дума, Совет Федерации Федерального Собрания, Президент РФ, Правительство, федеральные министерства и иные ведомства, представительные (законодательные) органы субъектов Федерации, главы администраций субъектов федерации. Руководители (администрация) предприятий и учреждений в пределах их полномочий принимают так называемые локальные нормативные правовые акты, имеющие локальное (в пределах организации) значение[123].

Правотворческая деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти, связанная с принятием законов федерального и регионального уровней, именуется законотворчеством. На федеральном уровне законотворческую деятельность осуществляет парламент - Федеральное Собрание Российской Федерации. Все иные государственные органы вправе в том или ином качестве (в зависимости от своего статуса) принимать участие в законотворческой деятельности. На региональном уровне (в субъектах Федерации) функцию законотворчества осуществляют представительные (законодательные) органы государственной власти. Иные государственные органы осуществляют правотворческую деятельность соответственно закрепленной в законе (ином нормативном правовом акте, определяющем правовой статус органа) компетенции. Такая деятельность имеет подзаконный характер. Такой же подзаконный характер носят и те правовые акты, которые принимаются в результате их правотворческой деятельности.

Особый вид нормотворчества, примыкающий к подзаконному правотворчеству, -нормотворчество органов местного самоуправления. Этот вид нормотворчества следует обособлять от правотворческой деятельности государственных органов по той причине, что местное самоуправление отделено от государственной власти, т.е. органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ). В юридической литературе отмечается, что поскольку эти органы не являются представителями государства, налицо делегация юридически властных функций негосударственным формированиям. Поэтому правотворческая деятельность данных органов в подлинном смысле этого понятия возможна лишь в случае, когда происходит делегирование государством правотворческих полномочий органам местного самоуправления по тому, либо другому вопросу.

2) Непосредственное правотворчество народа в ходе референдума. Референдум - это всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Порядок, основания проведения референдумов определены в законодательстве. Акт референдума не требует утверждения или принятия со стороны органов государства и вступает в действие с момента, определенного в законе.

3) Санкционирование государственными органами правовых обычаев или норм, принятых корпоративными организациями - путем указания в нормативном правовом акте на возможность их применения), то есть их установление в качестве источника права. Правотворческая деятельность корпоративных (общественных) организаций в отличие от нормотворческих функций государственных органов, как правило, исключает самостоятельное принятие этими организациями норм права. Государство участвует в правотворческом процессе в различных формах: делегирование правотворческих полномочий; санкционирование актов, принятых этими организациями; предварительное разрешение на издание соответствующего акта либо совместное их принятие[124].

4) Заключение нормативных договоров, устанавливающих правовые предписания. Все эти договорные формы и направления установления норм права определены и регламентированы действующим законом и в этом смысле официально санкционированы государством в качестве особого источника права. В отношении международных договоров применяется и такая специальная процедура их признания (государственного санкционирования) в качестве источника действующего права, как ратификация договора высшим представительным (законодательным) органом.