Институты политической системы
Субъектами политической системы выступают государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, творческие объединения, лоббистские организации, церковные объединения, средства массовой информации и т.д.
Для того чтобы то или иное явление или структуру можно было отнести к структурным элементам политической системы общества, необходимо, чтобы они хотя бы в минимальной степени были политическими, т.е. они должны:
а) выражать политические интересы определенного класса или любой иной социальной общности;
б) быть участником политической жизни и носителем политических отношений;
в) иметь непосредственное или опосредованное отношение к государственной власти — ее завоеванию, организации или использованию, причем не обязательно взаимодействуя с государственными органами, но и противодействуя им;
г) руководствоваться в своей повседневной деятельности политическими нормами или правилами, сложившимися в недрах политической жизни той или иной страны.
Учитывая степень вовлечённостив политическую жизнь, реализацию власти, выделяют следующие группы политических организаций:
1. Политические организации – прямо и непосредственно осуществляющие политическую власть: государство и некоторые общественные объединения. Непосредственной целью их создания и функционирования выступает политика. Она заключается в формировании и осуществлении политики того или иного класса, в политическом воспитании различных слоев общества и в проведении политических интересов той или иной социальной группы в жизнь.
2. Неполитические общественные объединения – развиваются и возникают не в силу политических причин, целью их функционирования являются не политика.
· Центральным элементом в политической системе всегда выступает государство. Государство нередко определяют как «политически организованное общество». О нем говорят, что оно «выражает политический статус народа, организованного в территориальной замкнутости» и выступает «как организация, система учреждений, обладающая верховной властью на определенной территории[38]».
В историческом плане государство можно считать первой политической организацией. Государство на протяжении всей истории развития общества видоизменяется в своей сущности, форме и содержании, но в отличие от остальных элементов политической системы — политических партий и общественных организаций (которые могут появляться на определенных этапах развития политической системы общества и, выполнив возложенные на них задачи, исчезать) государство неизбежно сохраняется.
Место, занимаемое государством в политической и общественной жизни любой страны, обусловлено следующим.
1. Государство выступает в качестве альтернативы бесплодной борьбе между различными социальными группами, слоями, классами с их противоречивыми интересами.
2. Государство можно рассматривать как организационную форму, как союз людей, объединившихся для совместного проживания.
3. В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное место занимает социальное расслоение общества. Марксистская характеристика сущности государства как политической организацией экономически господствующего класса наиболее ярко проявляется, когда в нем возникает классовая напряженность, способная взорвать общество, привести его в состояние хаоса. В обычные же нормальные периоды в обществе превалируют общесоциальные связи, более созидательные, чем классовые антагонизмы.
4. Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким-либо образом организованных и представляющих интересы определенных социальных групп и слоев. Это обусловило его претензии на всеобщность охвата политических явлений, а признаки территориальности и публичной власти сделали реальным значение государства как формы политического общежития различных социальных и национальных образований, а также выражающих их интересы различного рода организаций и партий.
5. Государство — важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах.
6. Политическая система в силу подвижности экономических, социальных и др. отношений, изменчивости идеологической и психологической сфер находится в постоянном движении. Когда возникают чрезвычайные общественные ситуации (происходят стихийные бедствия, изменяется форма правления или политический режим), особая роль в разрешении их отводится государству.
· Политические партии и движения в политической системы общества
В современном мире политическими общественными объединениями являются общественные объединения, в уставе которых в числе основных целей закреплены участие в политической жизни общества и в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участие в организации и деятельности указанных органов. Это политические партии, политические движения и некоторые общественные объединения.
Значительную роль в жизни современного российского общества играют политические партии –объединения, созданные в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления[39].
Политические партии - особый вид общественных объединений. Такой подход является общепризнанным как в зарубежной, так и в отечественной юридической литературе и правовой практике[40].
Политические партии являются выразителями интересов и целей определенных классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании политической власти либо оказывают на нее опосредованное влияние. Характерным для деятельности партий является их стремление интегрировать различные социальные силы вокруг своих идеалов и программ, оказать идеологическое воздействие на население, на формирование его политического сознания.
Партии, действующие в современном мире, весьма разнообразны, нередко противоположны по своей социальной сущности и функциям, идеалам и программным установкам, внутреннему строению и месту в политической системе и т. д. Например, на основе различных типологических критериев выделяются партии консервативные, либеральные, реформистские и революционные; представительные и мобилизующие; демократические и тоталитарные; открытые и закрытые, авангардные и парламентские и т. д.
Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе.
Основными целями политической партии являются:
ü формирование общественного мнения;
ü политическое образование и воспитание граждан;
ü выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
ü выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.
От политических партий следует отличать политические (общественные) движения. Политические партии имеют государственную регистрацию, устав, программу, определяющую принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач, членство и членские взносы, строго определенную процедуру входа и выхода из партии и т.п. Политическое движение – не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее политические цели, поддерживаемые участниками общественного движения. К политическому движению можно примкнуть в любой момент, быть членом этого движения любое время по своему усмотрению и выйти из него в любой момент по собственному желанию (напр., политическое движение «Женщины России»).
· Непартийные политические объединения в политической системы общества.
Общественные объединения могут создаваться как в политических, относительно политических, так и вне политических целях. Непартийные объединения участвуют в выработке и реализации политики государства, делегируют своих представителей в состав целого ряда государственных органов. Многие вопросы жизни общества, его политической системы решаются органами государства с учетом их мнения или совместно с ними.
Общественные объединения строят свои отношения с государством с позиций сотрудничества, взаимопомощи, координации и руководства со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, надзора и т. д. При этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их относительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.
Следует отметить, что общественные объединения действуют в рамках правового режима, установленного государством. Прежде всего, это выражается в предоставлении конституционного права гражданам на объединение в общественные организации, использование ими широких политических свобод: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Права и законные интересы общественных организаций находятся под охраной государственных органов (суда, прокуратуры и др.), оказывающих содействие в реализации некоторых их решений.
К несобственно политическим организациям относятся такие организации, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других им подобных причин. Прямой целью их создания и функционирования, в отличие от собственно политических организаций, никогда не выступает политика. Свою основную деятельность данные институты, к числу которых можно отнести профсоюзные, кооперативные и иные организации, осуществляют соответственно в производственной, социально-бытовой, культурной, торговой и других сферах жизни общества. Они не ставят перед собой непосредственных задач активного воздействия в политических целях на государственную власть. Политическая деятельность этих организаций не составляет основу их функционирования и выступает; в этом смысле если не второстепенной, то, во всяком случае, не имеющей для них решающего значения.
· Неполитические объединения.
Среди многочисленных организаций, имеющих в своем содержании лишь незначительный политический аспект, выделяются объединения, возникающие и функционирующие на основе чисто личных склонностей и интересов той или иной группы людей к занятию определенной деятельностью.
К числу неполитических общественных объединений относят:
ü профессиональные союзы, религиозные, благотворительные организации, национально-культурные автономии, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности;
ü объединения, уставы которых предусматривает членство в них только по профессиональному, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признакам;
ü объединения, созданные для реализации любительских и иных неполитических интересов.
Политический оттенок в своей деятельности они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны государственных и иных политических по своему характеру органов и организаций, но отнюдь не как субъекты, носители политической власти и соответствующих политических отношений.