Приемка, проверка и бухгалтерская обработка документов

 

Поступившие в бухгалтерию документы подвергают­ся обработке для подготовки их к записям в регистры бухгалтерского учета. Основным этапом бухгалтерской обработки документов в организации является провер­ка поступивших документов по существу, по форме, арифметически.

При проверке документов по существу необходимо установить законность, правильность и целесообразность совершенной хозяйственной операции.

Согласно действующему порядку ведения бухгалтер­ского учета первичные документы по хозяйственным операциям, противоречащим законодательству и уста­новленному порядку приема, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных ценностей, к исполнению не должны приниматься. В случае поступ­ления таких документов в бухгалтерию главный бух­галтер должен поставить в известность руководителя организации о незаконности конкретной хозяйственной операции. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером при осуществлении отдельных хозяйственных операций первичные до­кументы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, на которого в связи с этим возлагается вся полнота от­ветственности за последствия таких операций и вклю­чения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтер­скую отчетность.

Документы, прилагаемые к приходным и расходным кассовым ордерам, подлежат обязательному гашению штампом или подписью от руки «получено» или «опла­чено» с указанием даты.

Проверка документов по существу является продол­жением предварительного контроля, который предшеству­ет совершению операции. Предварительный контроль осуществляет бухгалтерия, он важен, так как большин­ство документов составляют материально ответственные лица, а не работники бухгалтерии.

Проверка по формепозволяет убедиться, что доку­мент составлен на бланке соответствующей формы, все реквизиты отражены.

Арифметическая проверка сводится к проверке пра­вильности арифметических вычислений и подсчетов, таксировки документов.

После проверки бухгалтер обрабатывает документы, т. е. разносит по счетам суммы совершенных хозяйствен­ных операций.