Основные термины и определения

(в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000:2008)

Качество –степень, с которой совокупность собственных характеристик удовлетворяет требования.

Характеристика – отличительное свойство продукции (физические, временные, органолептические и пр. характеристики).

Требование – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным (требования к продукции, требования потребителя, требования к менеджменту).

Менеджмент– скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией.

Менеджмент качества– скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.

К менеджменту качества, помимо управления качеством, относится обеспечение качества и улучшение качества:

- обеспечение качества – часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований качества.

- улучшение качества – часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнять требования к качеству.

Управление качеством – часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.

Управление качеством на предприятии – это такой вид руководящей деятельности, который обеспечивает проектирование, изготовление и реализацию товаров с последующим техническим обслуживанием, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей.

Система менеджмента качества – это управляющая система, т.е. система, используемая руководством или менеджментом компании для решения внутренних задач по управлению организацией применительно к качеству и подкрепленная соответствующей организационной структурой, подходами, процессами и ресурсами.

Стандарты ГОСТ Р ИСО 9001 и 9004 направлены на применение «процессного подхода» при разработке системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.

Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы и выходы.

Продукция – результат процесса.

На рис 1. Представлена структура менеджмента качества.

 

Рисунок 1. Структура менеджмента качества