Основные термины и определения
(в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000:2008)
Качество –степень, с которой совокупность собственных характеристик удовлетворяет требования.
Характеристика – отличительное свойство продукции (физические, временные, органолептические и пр. характеристики).
Требование – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным (требования к продукции, требования потребителя, требования к менеджменту).
Менеджмент– скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией.
Менеджмент качества– скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.
К менеджменту качества, помимо управления качеством, относится обеспечение качества и улучшение качества:
- обеспечение качества – часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований качества.
- улучшение качества – часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнять требования к качеству.
Управление качеством – часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.
Управление качеством на предприятии – это такой вид руководящей деятельности, который обеспечивает проектирование, изготовление и реализацию товаров с последующим техническим обслуживанием, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей.
Система менеджмента качества – это управляющая система, т.е. система, используемая руководством или менеджментом компании для решения внутренних задач по управлению организацией применительно к качеству и подкрепленная соответствующей организационной структурой, подходами, процессами и ресурсами.
Стандарты ГОСТ Р ИСО 9001 и 9004 направлены на применение «процессного подхода» при разработке системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.
Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы и выходы.
Продукция – результат процесса.
На рис 1. Представлена структура менеджмента качества.
Рисунок 1. Структура менеджмента качества