ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В течение последних двух десятилетий социология в нашей стране стала ведущей наукой. При этом первое, что появилось и продолжает существовать по сей день – это внедрение социологического мышления и социологического мировоззрения в дисциплины, которые раньше старались держаться от них подальше (в силу известных всем причин). Их воздействие влияние неоднозначно по своим последствиям, но сегодня его легко можно проследить в таких науках, как история, философия, политические дисциплины, экономика, религиоведение, культурология, демография, антропология и т.д. Произошли изменения в нашем понимании самой социологической работы, пользы ее результатов и роли в познании особого объекта исследования – общества. В западном мире социология все эти изменения переживала постепенно, поступательно, нам же пришлось освоить все быстро и сразу, в результате чего произошло смешение в сознании отечественных социологов американского, западноевропейского и своего (советского и нового постсоветского) социологического опыта. В этом процессе просматриваются негативные стороны для отечественной социологии (заимствование чужих социологических теорий, использование часто неподходящих для нашей действительности моделей объяснения социальных процессов и т.д.). Однако мы получили прекрасную возможность посмотреть на развитие социологии «свежим взглядом», выделить прошлые и настоящие тенденции развития, а также учесть ошибки и оценить достижения.

Сегодня мы с уверенностью констатируем: отечественная социология активно развивается как в теоретическом отношении, так и в сфере эмпирических исследований. Население уже привыкло воспринимать и пользоваться результатами деятельности профессиональных социологов. Однако следует отметить то, что во всем объеме информации, представляемой как социологическая, далеко не вся имеет право претендовать на такой статус. Если мы говорим о специалистах социологического профиля, то для них не составляет особого труда разделить информацию на два типа: достоверная и псевдосоциологическая. Большинство же населения не имеет социологической подготовки, и оно с готовностью абсолютно наивно воспринимает все за «чистую монету». Наша задача состоит в том, чтобы заложить основы социологического мышления хотя бы у той части нашего общества, которая получает высшее образование и в результате этого сможет претендовать на статус интеллектуальной элиты социума.