Методические указания для студентов
Успешное усвоение дисциплины предполагает активное, творческое участие студента на всех этапах ее освоения путем планомерной, повседневной работы. Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, методических указаний и разработок, указанных в программе, особое внимание уделяется целям, задачам, структуре и содержанию курса
Дидактическое назначение лекции заключается в том, чтобы ввести студентов в науку, ознакомить с ее основными категориями, закономерностями изучаемой дисциплины и ее методическими основами. Тем самым определяются содержание и характер всей дальнейшей работы студента.
С самого начала лекции необходимо настроить себя на активное ее прослушивание. Не жалейте места в тетради (всегда оставляйте поля), это позволит вам делать комментарии, пометки. Помните, что любая тема и ее основные идеи должны быть найдены вами в кратчайшее время. Хороший конспект лекций значительно облегчает подготовку к практическим занятиям, а в дальнейшем к зачету.
Главной формой приобретения знаний была и остается самостоятельная работа по изучению курса с учетом рекомендаций преподавателя:
а) Работа с учебной литературой. Студент обязан изучать литературу. Однако, на основе всего изученного материала студенты должны выработать и свое собственное видение изучаемой проблемы. Общая учебная литература и хрестоматии указаны отдельным списком, дополнительная литература дается к каждому занятию, кроме того, студент может использовать любую другую литературу.
Б) Работа с источниками по данной дисциплине должна вестись в курсе вышеуказанных рекомендаций, однако студент обязан, прежде всего, работать с источниками, изучить, понять и усвоить их содержание, задачи, роль и значение, набираться опыта работы с документами, самостоятельности в их разработке и оценке.
В) Доклады, рефераты. Это письменные формы работ, оформляются согласно требованиям, предъявленным к письменной работе. Темы указываются в рабочей программе.
Поэтому при подготовке к практическим занятиям следует не только опираться на рекомендованную литературу и литературу, которую вы сами сочтете полезной, но и использовать информацию из периодической печати, передач радио и телевидения и т.д.
Для занятий по данной дисциплине желательно завести 96 листовую тетрадь.
Уровень и результаты самостоятельной работы студентов проверяются на практических занятиях, в индивидуальных беседах и в последующем на зачете или экзамене.
Практические занятия должны помочь изучению лекционного материала: углубить его, расширить, связать теорию с практикой, выработать у студентов самостоятельный подход к оценке природных, общественных, психологических явлений и в целом дисциплины.
При подготовке к практическим занятиям необходимо обязательно выполнить предусмотренное планом задание (по указанию преподавателя), т.е. необходимо оформить (написать) в тетради по данной дисциплине краткие тезисы или развернутый план по вопросам рассматриваемой темы занятия. В процессе коллективного обсуждения внести поправки и дополнения.
Преподаватель (по согласованию с кафедрой) на основе отведенного факультетом общего времени для изучения данной дисциплины (конкретных часов на лекционные и практические занятия) определяет порядок рассмотрения основного содержания тем дисциплины.
В период самостоятельной подготовки к практическим занятиям и к зачету студентам необходимо подготовить реферат по той или иной проблеме, с последующим аргументированным выступлением в ходе занятия (или же защита на экзамене или зачете), что значительно повышает рейтинг студента. Основная цель выполнения реферата по «Социологии» - это привитие навыков самостоятельной работы с литературой, проведение определенного анализа проблемы.
Объем реферата примерно 18 листов. Допускается как рукописный, так и печатный текст (шрифт Times, Arial, размер14).
В содержание реферата могут быть включены отдельные цитаты, выводы, интересные идеи из проработанной литературы. При его подготовке можно использовать литературу, указанную в третьем разделе данного методического пособия, а также материалы периодических изданий.
После предварительного ознакомления с литературой по теме, источниками, отбора нужной информации, ее систематизации следует переходить к раскрытию содержания темы в соответствии с вопросами разработанного плана. Хорошо продуманный план реферата состоит из: введения, основной части и заключения; а также таблиц, графиков и приложений, списка использованной литературы. Титульный лист – установленного образца.
Не допускается бездумное переписывание кусков текста из рекомендуемой литературы. Студент должен проявить способность самостоятельного анализа изучаемой проблемы с помощью указанной литературы.
Студенту необходимо дать оценку существующих точек зрения, привести соответствующую аргументацию и высказать собственное суждение по указанной проблеме. Особенно высоко ценится умение видеть проблему через призму профессиональной подготовки.
Обязательным требованием к реферату является его аккуратное и грамотное оформление.
Также используется система контроля на основе разработанных тестов. Примерные варианты тестов по «Социологии» приводятся в одном из разделов данного методического пособия, которые рекомендуется использовать в ходе проведения практических занятий.
В период учебного семестра со студентами проводятся индивидуальные и коллективные консультации по данной дисциплине, как обязательные (в период подготовки к зачету), так и дополнительные по просьбе студентов или ходатайству старосты группы. Например, перед предстоящими практическими занятиями.
Приведенные вопросы для подготовки к зачету в данном учебно-методическом комплексе могут в определенной степени изменяться и дополняться, что обусловлено постоянным процессом развития мировой научной мысли.
Планы семинарских занятий