Методические указания для студентов

Успешное усвоение дисциплины предполагает активное, творческое участие студента на всех этапах ее освоения путем планомерной, повседневной работы. Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабо­чей программы, методических указаний и разработок, указанных в программе, особое внимание уделяется целям, задачам, структуре и содержанию курса

Дидактическое назначение лекции заключается в том, чтобы ввести студентов в науку, ознакомить с ее основными категориями, закономерностями изучаемой дисциплины и ее методическими осно­вами. Тем самым определяются содержание и характер всей дальней­шей работы студента.

С самого начала лекции необходимо настроить себя на актив­ное ее прослушивание. Не жалейте места в тетради (всегда оставляйте поля), это позволит вам делать комментарии, пометки. Помните, что лю­бая тема и ее основные идеи должны быть найдены вами в кратчайшее время. Хороший конспект лекций значительно облегчает подготовку к практическим занятиям, а в дальнейшем к зачету.

Главной формой приобретения знаний была и остается само­стоятельная работа по изучению курса с учетом рекомендаций препо­давателя:

а) Работа с учебной литературой. Студент обязан изучать литературу. Однако, на основе всего изученного материала студенты должны выработать и свое собственное видение изучаемой проблемы. Общая учебная литература и хрестоматии указаны отдельным списком, дополнительная литература дается к каждому занятию, кроме того, студент может использовать любую другую литературу.

Б) Работа с источниками по данной дисциплине должна вестись в курсе вышеуказанных рекомендаций, однако студент обязан, прежде всего, работать с источниками, изучить, понять и усвоить их содержание, задачи, роль и значение, набираться опыта работы с документами, самостоятельности в их разработке и оценке.

В) Доклады, рефераты. Это письменные формы работ, оформляются согласно требованиям, предъявленным к письменной работе. Темы указываются в рабочей программе.

Поэтому при подготовке к практическим занятиям следует не только опираться на рекомендованную литературу и литературу, кото­рую вы сами сочтете полезной, но и использовать информацию из пе­риодической печати, передач радио и телевидения и т.д.

Для занятий по данной дисциплине желательно завести 96 листовую тетрадь.

Уровень и результаты самостоятельной работы студентов про­веряются на практических занятиях, в индивидуальных беседах и в последующем на зачете или экзамене.

Практические занятия должны помочь изучению лекционного материала: углубить его, расширить, связать теорию с практикой, вы­работать у студентов самостоятельный подход к оценке природных, общественных, психологических явлений и в целом дисциплины.

При подготовке к практическим занятиям необходимо обяза­тельно выполнить предусмотренное планом задание (по указанию пре­подавателя), т.е. необходимо оформить (написать) в тетради по данной дисциплине краткие тезисы или развернутый план по вопросам рас­сматриваемой темы занятия. В процессе коллективного обсуждения внести поправки и дополнения.

Преподаватель (по согласованию с кафедрой) на основе отве­денного факультетом общего времени для изучения данной дисцип­лины (конкретных часов на лекционные и практические занятия) опре­деляет порядок рассмотрения основного содержания тем дисциплины.

В период самостоятельной подготовки к практическим занятиям и к зачету студентам необходимо подготовить реферат по той или иной проблеме, с последующим аргументированным выступлением в ходе занятия (или же защита на экзамене или зачете), что значительно повышает рейтинг студента. Основная цель выполнения реферата по «Социологии» - это привитие навыков самостоятельной ра­боты с литературой, проведение определенного анализа проблемы.

Объем реферата примерно 18 листов. Допускается как руко­писный, так и печатный текст (шрифт Times, Arial, размер14).

В содержание реферата могут быть включены отдельные ци­таты, выводы, интересные идеи из проработанной литературы. При его подготовке можно использовать литературу, указанную в третьем раз­деле данного методического пособия, а также материалы периодиче­ских изданий.

После предварительного ознакомления с литературой по теме, источниками, отбора нужной информации, ее систематизации следует переходить к раскрытию содержания темы в соответствии с вопросами разработанного плана. Хорошо продуманный план реферата состоит из: введения, основной части и заключения; а также таблиц, графиков и приложений, списка использованной литературы. Титульный лист – установленного образца.

Не допускается бездумное переписывание кусков текста из ре­комендуемой литературы. Студент должен проявить способность са­мостоятельного анализа изучаемой проблемы с помощью указанной литературы.

Студенту необходимо дать оценку существующих точек зре­ния, привести соответствующую аргументацию и высказать собствен­ное суждение по указанной проблеме. Особенно высоко ценится уме­ние видеть проблему через призму профессиональной подготовки.

Обязательным требованием к реферату является его аккурат­ное и грамотное оформление.

Также используется система контроля на основе разработан­ных тестов. Примерные варианты тестов по «Социологии» приводятся в одном из разделов данного методи­ческого пособия, которые рекомендуется использовать в ходе проведе­ния практических занятий.

В период учебного семестра со студентами проводятся инди­видуальные и коллективные консультации по данной дисциплине, как обязательные (в период подготовки к зачету), так и до­полнительные по просьбе студентов или ходатайству старосты группы. Например, перед предстоящими практическими занятиями.

Приведенные вопросы для подготовки к зачету в данном учебно-методическом комплексе могут в определенной степени изменяться и дополняться, что обусловлено постоянным про­цессом развития мировой научной мысли.

 

Планы семинарских занятий