ТЕМА 11. Социология образования и воспитания.

Социология науки

План занятия

1. Социология образования.

2. Социология воспитания.

3. Социология науки.

Основные понятия темы: социология образования, педагогические науки, образование, система образования, структура образования, образовательный процесс, учебный процесс, реформирование образования, высшее образование, социология воспитания, воспитание, методы воспитания, эффективность воспитания, социология науки, науковедение, наука, структура науки, научные кадры.

 

Темы докладов и рефератов

(на выбор студентов)

1. Социология образования как специальная социологическая теория: предмет, объект, функции, категории, структура.

2. Структура и основные функции современной системы образования.

3. Социальная динамика сферы образования. Интеграция и мировой образовательный процесс.

4. Управление в сфере образования.

5. Учебный процесс: сущность, содержание, структура.

6. Особенности развития образования в РБ. Реформирование системы образования.

7. Проблемы высшего образования в Республике Беларусь.

8. Социология воспитания как специальная социологическая теория: объект, предмет, основные направления исследования.

9. Социология науки как специальная социологическая теория.

10. Развитие социологии науки.

11. Наука как социальное явление, социальный институт в обществе.

12. Компоненты структурной организации науки.

13. Старение научных кадров как социологическая проблема.

14. Интеллект как социальная ценность в современном обществе (проблема «утечки мозгов»).

15. Молодежь и наука: социологический анализ проблемы в РБ.

 

Творческие задания

1. Продумайте и изложите ваши предложения по реформе процесса обучения в университете.

2. Как вы считаете, наука в ХХІ веке – двигатель прогресса или путь к гибели (Противоречия развития науки).

3. Опишите, чем может социолог помочь вам, как педагогу, в будущей вашей профессиональной деятельности.

Темы эссе

1. Мои университетские преподаватели: критический обзор.

2. Вузовское образование: проблемы использования научного потенциала преподавателей и студентов.

3. Наука и состояние современной цивилизации: возможен ли другой путь развития человеческих обществ.

4. Наука и нравственность: сущностная взаимосвязь и ее основные противоречия.

5. Современный педагог в средней школе – это, прежде всего, ретранслятор знаний или воспитатель? (Сравнительный анализ идеальной модели и реальной ситуации в современной Беларуси)

Контрольные вопросы

1. Что является предметом, объектом социологии образования?

2. Назовите основные проблемы системы образования в РБ.

3. Каковы основные проблемы, изучаемые социологией науки?

4. Какова взаимосвязь социологии воспитания и целого комплекса педагогических наук?