Порядок выполнения практической работы

Для выполнения практической работы дома необходимо ознакомиться с теоретическим материалом по данной теме [1, 2, 4, 6, 8, 10] и заполнить по возможности табл. 7, за исключением последней колонки.

1. Преподаватель показывает образцы горных пород с наиболее характерными текстурами и структурами, и учить их определять. Студенты знакомятся с типовыми образцами магматических пород на витринах учебной лаборатории.

2. Рассмотреть образцы выданной индивидуальной коллекции, определить текстуру и структуру пород, соответственно разделить их на два класса: интрузивные и эффузивные. Показать преподавателю для проверки.

 

 

Таблица 11

Классификация магматических горных пород

 

Состав горных пород Классы и виды горных пород
Группы по содержанию SiO2, % Породообразующие минералы, % Глубинные (интрузивные) Излившиеся (эффузивные)
измененные свежие
  Кислые (78–65) Кварц (25–40), полевые шпаты (45–70), слюда+роговая обманка (3–10) Граниты Аляскиты Кварцевый порфир* Риолит (липарит*)
    Средние (64–54) Полевые шпаты (70–90), роговая обманка + биотит (10–20), кварца (5–10)   Сиениты   Порфир*     Трахит  
Плагиоклазы (60–70), авгит+роговая обманка+ биотит (5–40), кварца (5–10)   Диориты   Порфирит*     Андезит  
Оснóвные (53–45) Плагиоклазы (40–50), авгит (50–60), оливин Габбро Диабаз* (порфирит базальтовый) Базальт  
Ультраоснóв ные (30–45) Авгит Пироксениты
Авгит, оливин Перидотиты
Оливин, хромит Дуниты

* Устаревшие названия, которые не используются согласно современному Петрографическому кодексу [5]

 

3. Используя табл. 3, 4 и 11, определить название и группу самой светлой интрузивной породы. В породе видны индивиды минералов, по свойствам которых определяются их названия, а также примерное количественное содержание (рис. 2). Убедитесь в том, что практически все породообразуюшие минералы твердые – царапают стекло.

4. Найдите эффузивные аналоги определенной интрузивной породы, учитывая, что эффузивные породы имеют аналогичный химический и минеральный состав, соответственно и близкую окраску. Помните, что даже небольшое (около 15…30 %) содержание тонких зерен темных минералов среди светлых минералов дает породе более темную окраску. Определив породы одной группы, рекомендуется проконсультироваться у преподавателя, чтобы убедиться в правильности их диагностики.

5. Определите в такой последовательности все образцы коллекции, убедитесь у преподавателя, что вы дали образцам правильные названия.

6. Заполните все колонки табл. 7, используя таблицу 8 – 11, учебные пособия [6, 7, 8, 10] и лекционный материал.

7. Сдать всю коллекцию горных пород и защитить работу, показав знание основных понятий по теме и умения определять магматические породы, давать классификационные характеристики грунтов.

Контрольные вопросы

1. По каким свойствам определяются названия и генезис горных пород?

2. Что такое структура и текстура горных пород? От чего они зависят, как определяются?

3. Какие выделяются классы магматических горных пород и как они определяются макроскопически?

4. Какие группы выделяются магматических горных пород и как они определяются макроскопически?

5. Чем отличаются интрузивные породы от эффузивных магматических пород?

6. Для каких пород характерны порфировая и порфировидная структуры? Как они влияют на прочность пород?

7. Каковы основные породообразующие минералы разных групп магматических горных пород?

8. Назовите моно- и полиминеральные магматические горные породы. Как минеральный состав влияет на их прочность?

9. Какие формы залегания характерны для магматических горных пород?

10. Какие минералы входят в состав гранита? Какие Вы знаете разновидности гранитов? Какова их прочность и устойчивость к выветриванию?

11. Что общего и чем отличаются друг от друга габбро, базальт и диабаз? Какие из перечисленных пород прочнее и где используются?