Порядок выполнения практической работы
Для выполнения практической работы дома необходимо ознакомиться с теоретическим материалом по данной теме [1, 2, 4, 6, 8, 10] и заполнить по возможности табл. 7, за исключением последней колонки.
1. Преподаватель показывает образцы горных пород с наиболее характерными текстурами и структурами, и учить их определять. Студенты знакомятся с типовыми образцами магматических пород на витринах учебной лаборатории.
2. Рассмотреть образцы выданной индивидуальной коллекции, определить текстуру и структуру пород, соответственно разделить их на два класса: интрузивные и эффузивные. Показать преподавателю для проверки.
Таблица 11
Классификация магматических горных пород
Состав горных пород | Классы и виды горных пород | |||
Группы по содержанию SiO2, % | Породообразующие минералы, % | Глубинные (интрузивные) | Излившиеся (эффузивные) | |
измененные | свежие | |||
Кислые (78–65) | Кварц (25–40), полевые шпаты (45–70), слюда+роговая обманка (3–10) | Граниты Аляскиты | Кварцевый порфир* | Риолит (липарит*) |
Средние (64–54) | Полевые шпаты (70–90), роговая обманка + биотит (10–20), кварца (5–10) | Сиениты | Порфир* | Трахит |
Плагиоклазы (60–70), авгит+роговая обманка+ биотит (5–40), кварца (5–10) | Диориты | Порфирит* | Андезит | |
Оснóвные (53–45) | Плагиоклазы (40–50), авгит (50–60), оливин | Габбро | Диабаз* (порфирит базальтовый) | Базальт |
Ультраоснóв ные (30–45) | Авгит | Пироксениты | – | – |
Авгит, оливин | Перидотиты | – | – | |
Оливин, хромит | Дуниты | – | – |
* Устаревшие названия, которые не используются согласно современному Петрографическому кодексу [5]
3. Используя табл. 3, 4 и 11, определить название и группу самой светлой интрузивной породы. В породе видны индивиды минералов, по свойствам которых определяются их названия, а также примерное количественное содержание (рис. 2). Убедитесь в том, что практически все породообразуюшие минералы твердые – царапают стекло.
4. Найдите эффузивные аналоги определенной интрузивной породы, учитывая, что эффузивные породы имеют аналогичный химический и минеральный состав, соответственно и близкую окраску. Помните, что даже небольшое (около 15…30 %) содержание тонких зерен темных минералов среди светлых минералов дает породе более темную окраску. Определив породы одной группы, рекомендуется проконсультироваться у преподавателя, чтобы убедиться в правильности их диагностики.
5. Определите в такой последовательности все образцы коллекции, убедитесь у преподавателя, что вы дали образцам правильные названия.
6. Заполните все колонки табл. 7, используя таблицу 8 – 11, учебные пособия [6, 7, 8, 10] и лекционный материал.
7. Сдать всю коллекцию горных пород и защитить работу, показав знание основных понятий по теме и умения определять магматические породы, давать классификационные характеристики грунтов.
Контрольные вопросы
1. По каким свойствам определяются названия и генезис горных пород?
2. Что такое структура и текстура горных пород? От чего они зависят, как определяются?
3. Какие выделяются классы магматических горных пород и как они определяются макроскопически?
4. Какие группы выделяются магматических горных пород и как они определяются макроскопически?
5. Чем отличаются интрузивные породы от эффузивных магматических пород?
6. Для каких пород характерны порфировая и порфировидная структуры? Как они влияют на прочность пород?
7. Каковы основные породообразующие минералы разных групп магматических горных пород?
8. Назовите моно- и полиминеральные магматические горные породы. Как минеральный состав влияет на их прочность?
9. Какие формы залегания характерны для магматических горных пород?
10. Какие минералы входят в состав гранита? Какие Вы знаете разновидности гранитов? Какова их прочность и устойчивость к выветриванию?
11. Что общего и чем отличаются друг от друга габбро, базальт и диабаз? Какие из перечисленных пород прочнее и где используются?