Методика контент-анализа
Контент-анализ - это формализованный (количественный) метод изучения документов, предполагающий оценку их содержания путем подсчета признаков, существенных для исследования и удобных для последующих обобщений. Контент-аналитическое исследование состоит из следующих процедур:
1) формулирование цели, задач, гипотез исследования; определение объекта и предмета исследования; обоснование выборки (отбор достаточного для анализа количества документов).
2) выделение категорий анализа обозначающих эмпирические признаки предмета исследования, которые предполагается регистрировать в процессе сбора информации.
3) определение единиц анализа, в качестве которых могут выступать слово, имя, факт, высказывание (смысловые единицы анализа), а также интенсивность тех или иных признаков, их значимость, направленность (качественные единицы анализа).
4) определение единиц счета, которые могут быть числом знаков, строк, абзацев в тексте, количеством квадратных сантиметров газетной площади, продолжительностью передач на радио или телевидении в минутах.
5) фиксирование единиц анализа в оговоренных единицах счета на бланках протоколов или в матрицах контент-анализа; протоколы составляются в произвольной форме.
Матрица может выглядеть примерно так:
Единицы анализа | Номера изучаемых документов | ||||||
№ | |||||||
№ |
6) обобщение результатов контент-анализа;
7) формулирование практических выводов и рекомендаций; составление отчета.
Комбинированный анализ документов
Методкомбинированного анализа документов включает в себя достоинства и недостатки традиционного и количественного методов. Комплексное совмещение двух способов изучения документов предполагает применение подходов, приемов процедур, свойственных обоим методам.