СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
Абстрактный гуманизм– всеобщее человеколюбие; любовь по отношению ко всем социальным субъектам без исключения в контексте нейтрализации социальной ненависти; качество либеральной нравственности, связанное с всепрощением и долготерпением. Классово-национальная традиция рассматривает абстрактный гуманизм как утопию и лозунг либеральной пропаганды.
Амбивалентность– двойственность, дуальность.
Гипертрофия –значительноеповышение функциональной роли определенного социального элемента (субъекта или объекта).
Гносеология – теория и процесс научного познания.
Имманенция –неизменноефундаментальноесвойство, присущее опреде- лённому социальному элементу и исходящее из качества его системности.
Космополитизм –составляющая либеральной нравственности в виде отсутствия чувства Родины. Противоположен традиционному патриотизму.
Метафизический характер менталитета –в данном контексте имеется в виду, что существование менталитета как идеального элемента общественного сознания и личности ещё хронологически не проверено опытом. Менталитет может быть признан достаточно достоверным и зафиксирован научно лишь пос- ле выполнения своей стратегической функции по мере социальной эволюции.
Модальная личность– среднестатистический социальный тип личности, наиболее характерный для определённой общественной формации.
Номинализм –направление философской мысли, устанавливающее прио- ритет единичного и отрицающее возможность формирования нового системного качества в процессе интеграции отдельных элементов. Номинализм в социологии базируется на философии субъективного идеализма, который утверждает первичность личности в социальном строительстве и социальной эволюции. Прямо связан с либерально-идеологическим принципом атомизации социального и противоположен холизму.
Праксиологическая вооруженность личности – формирование у человека социальных интересов и ценностных ориентаций по мере его социализационного развития, а также приобретение человеком опыта и поведенческих навы- ков в социальной жизни.
Протекционизм –комплекс мер национальной и социалистической внеш-ней экономической политики по созданию льготных условий функционирования для отечественных экономических институтов.
Социальная мобильность – движение социального субъекта в социальной иерархии (в частности, экономико-политической) с помощью определенных социальных факторов.
Социальность – свойство системы личность – общество, обозначающее её конкретную идеологическую модель-формацию.
Социологический позитивизм – направление социологической мысли, представляющее либеральную социальную эволюцию в контексте объективного идеализма («неклассический либерализм»). Теории Огюста Конта, Эмиля Дюрк- гейма и Герберта Спенсера составляют движение социума к капитализму на основании качественного изменения общественного сознания от традиционности к либеральной этике. Утверждает вторичность личности и базируется на философии холизма.
Философская субнаучность – имеется в виду время приоритета абстрак-тной философской мысли в социально-гуманитарном знании. По сути, это эпоха Просвещения, когда социально-гуманитарная мысль уже значительно отошла от религиозности Средневековья, но ещё не оформилась как научная система по мере диалектического процесса социологической конкретизации.
Холизм –направление философской мысли, утверждающее образование нового коллективного качества в процессе системной интеграции единичного. Социология холизма на этом основании определяет объективный приоритет коллективно-общественного в социальной эволюции и социальном строительст-ве и в этом контексте устанавливает абсолютную зависимость личности в соци- уме. С холизмом тесно связаны марксизм, национальная идея и западно-социо-логический позитивизм. Противоположен номинализму субъективного идеализ- ма.
ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ»
Тема 2. Становление и развитие социологии (семинар 1):
· социально-философская абстрактность и социологическая конкретика: критерии и рубежи перехода;
· классификация социологических теорий;
· философско-идеологическое основание типологии социологической мысли;
· логика и основные этапы развития либеральной социологии;
· социологическое становление общинно-традиционалистского знания.
Тема 3. Общество, культура, личность (семинар 2):
· социальные потребности и интересы личности;
· ценностные ориентации как высший элемент личностной системности;
· личностная мотивация и общественный прогресс в теории М. Вебера;
· классическая система личности;
· менталитет личности;
· социальные качества и социальный тип личности;
· социальные факторы формирования личности;
· либидо и культура общества в социологической теории З. Фрейда;
· идеология и культура общества.
Тема 4. Социальные изменения (семинар 3):
· социальная эволюция в марксистской идеологии;
· социальная эволюция в либерализме;
· социальная эволюция в западно-социологическом позитивизме;
· объективный идеализм и вектор социальной эволюции в национальной идее;
· динамика развития личности и этапы её социализации;
· процесс социально-системной трансформации: определение и свойства;
· диалектика и эволюция социально-гуманитарного знания.
Тема 5. Социальное взаимодействие (семинар 4):
· социальная связь и её типологизация;
· социальное действие и социальные отношения;
· социальное действие в теориях М. Вебера и Т. Парсонса;
· социальная коммуникация и её виды.
Тема 6. Социальное поведение (семинар 5):
· личностно-общественное единство;
· отчуждение личности и его виды; девиантное поведение;
· социальная аномия в теории Р. К. Мертона.
Тема 7. Социальная структура общества (семинар 6):
· социальные признаки и социальные группы;
· социальная иерархия общества;
· социальный статус субъекта и социальная роль;
· экономические признаки и иерархия экономических групп;
· система производственных отношений и её группы;
· политические признаки и политическая иерархия.
Тема 10. Социальное управление (семинар 7):
· логика социального функционирования;
· цель, ресурсы, средства и инструменты социального управления;
· социальный порядок;
· постиндустриализм и приоритет социального управления;
· толпа и метод её формирования.
Тема 12. Методы сбора социологической информации (семинар 8):
· методы сбора социологической информации;
· опрос как метод сбора социологической информации;
· социологическое анкетирование и интервью;
· одномерный статистический анализ.