И проблема индивидуальности личности

 

Социально-системная трансформация – это принципиально-коренное изменение всех социальных сфер общества и модального типа личности в контексте смены идеологического фундамента.

Каждая идеологическая теория признает такое преобразование необходимым и естественным только в том случае, если его причины и содержание совпадают с установленным вектором эволюции в социальном прогрессе.

Важнейшим законом марксизма и его философской основы диалектического материализма является объективное несоответствие в некоторый хронологический момент относительно стабильных производственных отношений оп-ределённому уровню постоянного развития производительных сил. Это образует историческую необходимость в эволюционной стратегии движения социума к коммунистической формации (марксистская спираль):

       
   


пер.-общин. рабовлад. феодализм капитализм социализм коммунизм

частная (личная) форма капитала социальная

эволюция

 

производственные отношения

 


развитие производительных сил

 

труд

 

 

Либеральная идеология и её философский стержень субъективного идеализма рассматривают в качестве причины социально-системной трансформации эволюционное изменение личностного мотива социального действия к целерациональности, что окончательно оформляет общественный прогресс в культуре постиндустриализма (либеральная прямая):

 

аграрный традиционализм индустриализм постиндустриализм

социальная

эволюция

мотив социального действия личности

 

Национальная теория и её философский фундамент объективного идеализма определяют необходимость системной трансформации в плане возвращения социальности к традиционной этико-религиозной формации на основании прогрессивной редукции общественного сознания к этническим позициям под влиянием менталитета (национальный круг):

       
   


этико-религиозная капитализм социализм этико-религиозная

традиция денационализированный традиция социальная

и антирелигиозный экономизм эволюция

 
 

 


менталитет общественного сознания

 

Социально-системная трансформация обладает рядом важнейших и обяза- тельных признаков:

· смена идеологических принципов личностно-общественного строительства;

· смена формы собственности на средства производства, а также ведущего политического субъекта и цели его социального управления;

· появление (усиление) и исчезновение (ослабление) ведущих социальных субъектов, а следовательно, принципиальное изменение социальных отношений;

· интенсивная и массовая мобильность личностей и социальных групп;

· резкий рост социальной напряжённости как результат обострения классового и этнического этико-религиозного антагонизма;

· интенсификация идеологического давления на личность и жесткий пропагандистский пресс со стороны ведущих социальных групп, активно участвую- щих в трансформационном процессе и стремящихся реконструировать модальную систему личности по своему идеологическому образцу.

Именно во время коренных изменений, когда социальные противоречия доходят до своего апогея, роль комплекса качественности личности становится для неё решающей с точки зрения необходимости определения исторически верного вектора социальной эволюции.

В этих условиях человек, прежде всего, должен понимать, что за каждым направлением социально-системного преобразования стоит определённая классовая или этническая группа в контексте непримиримого идеологического антагонизма и социального насилия. Содержание и смысл этого противоборства, соответствие каждого возможного идеолого-трансформационного вектора и его ведущих социальных групп исторической необходимости, а также своё место в данном социальном процессе личность обязана определить, если не хочет войти в «потерянное поколение» и быть «унесённой ветром» общественных перемен. Достичь этого можно только опираясь на энергию своей индивидуальности и стремление к глубокой и широкой социализации.

Не следует рассматривать социальную свободу как вседозволенность, независимость от общественных проблем и идеологии. Это ложное и обманчивое, примитивное и гибельное представление. Такой человек чаще всего становится орудием в руках самых реакционных социальных сил и их интересов. Вопрос, в конечном счёте, заключается в способности личности сохранить себя как полноценного идеологически активного субъекта, не «скатиться» на примитивный вульгарно-экономический или идеально-эстетический эгоцентризм, в условиях социальных трудностей и жёсткого идеологического пресса отстоять свою авто- номность как способность к анализу, самоанализу и исторически верному социальному действию. «Индивидуальность состоит не столько в том, что каждый индивид неповторим…, а в том, что каждый человек, будучи включён в окружающий его мир, в ту или иную социальную структуру, сохраняет при этом свою относительную самостоятельность… Истинный смысл индивидуальной неповторимости связан… со способом его бытия в качестве самостоятельного субъекта социальной деятельности» [2. С. 142].

Назначение индивидуальности – это предоставление личности истинной свободы социального творчества и возможности стратегического социального выбора, определенных самостоятельной социальной активностью в плане составления научной системности своих ценностных ориентаций на познавательном фундаменте просвещения и трудового опыта.

Индивидуальность служит особенной социальной характеристикой. В том смысле, что все другие личностные элементы и качества способны иметь стереотипный генезис и объективно-обязательно присутствуют в каждом общественном человеке, имеющим сознательную социализацию. И только индивидуа- льность не включается в процесс стереотипизации и может не сформироваться даже за долгие жизненные годы, проведённые в социальной среде.

 

 

Литература

1. О состоянии идеологической работы и мерах по её совершенствованию. – Минск, 2003.

2. Резвицкий, И.И. Личность Индивидуальность Общество / И.И. Резвицкий. – М.: Политиздат, 1984.