Вопросы к самопроверке
1. Перечислите последовательно формационные стадии социального прогресса в марксизме и назовите логику его социального стержня.
2. Какие принципиальные изменения произошли в социальной жизни при переходе от первобытно-общинной формации к рабовладельчеству?
3. Что составляет содержание производственных отношений?
4. Объясните понятийный смысл «класса». Назовите капиталистические классы и дайте им определение. Что такое эксплуатация?
5. Укажите специфику олигархии как социальной группы и назовите факторы её формирования.
6. Какими причинами объясняет марксизм неизбежный переход от капитализма к социализму?
7. Что такое национализация? Каков её экономический смысл?
8. Раскройте марксистскую интерпретацию экономических понятий «справедливости» и «свободы».
9. Какова идеологическая разница в понимании термина «владение капита-лом»?
10. Что такое социальные потребности и социальные интересы личности? Укажите их функции.
11. Дайте определение и типологизируйте ценностные ориентации личности. В чём их принципиальное отличие от социальных потребностей?
12. Объясните содержание термина «развитие личности».
13. Что такое социальный тип личности и каковы критерии его формирования в марксизме?
14. Перечислите идеологические принципы марксизма.
15. Поясните философскую методологию марксизма и назовите два важнейших свойства её системы личность – общество.
16. Объясните социологический смысл понятия «народ» и укажите способ формирования этой социальной группы в марксизме.
17. Поясните содержание коммунистической формации.
18. Согласны ли Вы с аналогиями между марксизмом и христианством? Обос-нуйте ответ.
2. ЦЕЛЕРАЦИОНАЛЬНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС:
Система личность – общество в контексте либеральной идеологии
Мотив социального действия личности