Тематика лекционных занятий
Актуальность дисциплины
Краткое содержание дисциплины:Учебный курс «Социология» представляет собой последовательное описание проблемного поля современной социологической науки - базовой отрасли обществознания. Большое внимание уделено как проблемам теоретической социологии – описанию и анализу основных тенденций развития современных обществ, имущественной дифференциации, социальной стратификации, социализации, девиации, так и эмпирической социологии - определению роли и функций общественного мнения и методах его социологического изучения.
Цели дисциплины:
Целью курса является освещение проблем развития современных обществ, раскрыть принципы их функционирования и структуру, описать формы и методы изучения.
Задачи дисциплины:
В процессе изучения данного курса студент должен усвоить определенный объем знаний представлений о социологии как науки, истории ее возникновения и развития, основных социологических теориях изучения общества, его структуры, положениях теории стратификации, основах социологического изучения личности, социализации, социальных нормах и отклоняющемся поведении; усвоить элементы эмпирических навыков изучения общества и общественного мнения. На основе полученных теоретических и эмпирических знаний анализировать конкретные явления, связанные с проблемами развития казахстанского общества.
Пререквизиты дисциплины: История Казахстана, Основы права
Постреквизиты дисциплины: Философия, Политология
2. Политика курса:
1.Задания по СРС выдаются преподавателем на первой неделе. Выполнение и сдача заданий производится согласно Правилу*
2. Пропущенные занятия студент отрабатывает по утвержденному на кафедре графику.
3. В течение семестра студент в соответствии с Правилом* своевременно должен сдать 6 промежуточных и 2 рубежных контроля.
_____________________
*Правила проведения текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации успеваемости обучающихся (ЮКГПИ, 2014 г.)
Тематика лекционных занятий
№ | Дата | Группа | Тема, план | Кол-во часов | Литература |
МОДУЛЬ 1. Социология как наука об обществе | |||||
Социология как наука (объект, предмет и структура). Социология в структуре социально-гуманитарных наук. Объект и предмет. Функции социологии. Предметное разграничение социологии с другими социогуманитарными дисциплинами (философией, историей, психологией). Структура и уровни социологического знания. | №1, гл.1, №2, гл.1 | ||||
Основные этапы становления и развития социологии (предыстория и социально-философские предпосылки). О. Конт-родоначальник социологии. Г.Спенсер и натуралистическая концепция эволюции. Социологизм Э.Дюркгейма. Структурный функционализм в социологии (Т.Парсонс, Р.Мертон). Социология М.Вебера. | №1, гл.1, №2, гл.1 | ||||
История социологии: классические и современные социологические теории. Современные социологические теории. Постсовременные социологические парадигмы. Становление и развитие казахстанской социологии. | №1-5 №10-21, гл. 2 | ||||
Общество как социальная система. Понятие «общество», сущность и типология. Системный подход к изучению общества. Социальная система как структура. Глобальные проблемы социальной жизни и общечеловеческие ценности (модернизация, глобализация, глоколизация, локализация). | №1-9 | ||||
Социальные институты и социальные процессы. Социальные институты в структуре общества. Признаки и функции социального института. Типология социальных институтов. | №1-9 | ||||
Социальная структура и социальная стратификация. Модели социальной стратификации. Системы социальной стратификации. Теории социального неравенства. Социальная структура как элемент общества. | №1-5 | ||||
Социологическая характеристика личности. Индивид, личность, человек. Социологический аспект исследования личности. Теория социальных ролей (Т.Парсонс, Дж.Мид, Р.Мертон). Структура личности. Понятие социализации личности. | №1-5 | ||||
Девиация и социальный контроль. Проблемы определения девиантного поведения личности. Природа и исторические типы отклоняющегося поведения. Дезадаптивное поведение. Методы социального контроля. Особенности девиантного поведения в современном казахстанском обществе. | №1-9 | ||||
МОДУЛЬ 2. Теории среднего уровня и методы социологического исследования | |||||
Специальные социологические теории. Социология образования. Концепции образования. Этапы процесса образования. Техническое и гуманитарное образование. Образование и карьера. Образование и заработок. | №1-9, №21 | ||||
Политическая социология. Понятие «политическая система». Политическая социализация. Политические партии как объекты социологического исследования. Политическая культура: понятие и структура. | №1-9 | ||||
Экономическая социология. Специфика и статус экономической социологии. Понятие «экономическая культура». Актуальные проблемы и направления исследований по экономической социологии. Социальные проблемы рыночной экономики. | №1-9, №13-14 | ||||
Социология культуры. Сущность культуры. Виды культуры. Понятие субкультуры, контркультуры. Культура и социализация. | №1-9 | ||||
Социология семьи. Происхождение и эволюция форм семьи. Структура семьи. Функции семьи. Жизненный цикл семьи. | №1-9 | ||||
Прикладная социология. Понятие эмпирического исследования. Разработка программы социологического исследования. Выборка, ее виды. | №1-10, №22 | ||||
Методы и техника проведения конкретно-социологических исследований. Основные методы сбора информации. Методика обработки информации и анализ ее результатов. | №1-10, №22 |