Определите, какие понятия являются равнозначными, какие находятся в отношении подчинения или пересечения.
Пример:
«Школьник – филателист» – понятия находятся в отношениях пересечения, их объемы имеют общие элементы.
«Москва – самый большой город России» – понятия находятся в отношениях тождества (равнозначности), поскольку их объемы полностью совпадают.
«Студент – человек» – понятия находятся в отношениях подчинения, поскольку объем понятия «студент» полностью входит в объем понятия «человек», но не исчерпывает его.
а) Квадрат – равносторонний прямоугольник.
б) Сын – отец.
в) Дом – кирпичный дом.
г) Спортсмен – красивый человек.
д) Луна – естественный спутник Земли.
е) Студент – промоутер.
ж) Гараж – неотапливаемое помещение.
з) Правовое государство – монархия.
и) Населенный пункт – город России.
к) Дочь – женщина.
Найдите понятия, находящиеся в отношениях пересечения по отношению к данным.
Пример:
«Монарх».
Понятие в отношении пересечения – мужчина, поскольку не все монархи являются мужчинами, и не все мужчины – монархи.
а) Олимпийский чемпион.
б) Корова.
в) Ребенок.
г) Портрет.
д) Столица.