Б) Кто обязан исполнить обязанность по уплате образовавшихся до совершения сделки налогов и сборов?

ОТВЕТ:

Рассмотрение данной ситуации необходимо осуществлять с учётом норм гражданского и налогового законодательства.

Учитывая, что речь идёт об имущественных отношениях, мы имеем дело с ситуацией, когда одно лицо продаёт другому лицу предприятие, что предусмотрено ст. 132 и § 8. «Продажа предприятия» ГК РФ. Для рассмотрения ситуации необходимо руководствоваться ст.19, 44 НК РФ, Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 28 января 2002 г. N 04-01-10/1-10

В соответствии с пунктом 1 статьи 559 ГК по договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс (статья 132), за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передать другим лицам.

Согласно статье 19 НК налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги.

П. 3 ст. 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога и сбора прекращается в том числе: с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора; с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора.

В связи с вышеизложенным следует считать, что продавец как юридическое лицо по договору купли-продажи предприятия обязан исполнить обязанность по уплате налогов и сборов, образовавшихся до совершения сделки. Теперь сформулируем ответы на вопросы.

А) Поскольку гражданско-правовой договор продажи предприятия имеет место при условиях, когда не происходит никаких юридически значимых фактов с участниками отношений (ликвидация, реорганизация), то обязанности по уплате образовавшихся до совершения сделки налогов и сборов осуществляет лицо, продающее предприятие. Налогоплательщик-продавец остаётся в том же статусе, что и до продажи предприятия, он не ликвидируется, он не реорганизуется, соответственно несёт всю полноту обязанностей предусмотренных ст. 23 НК РФ. То есть правоотношения закреплённые ст. ст. 49 и 50 НК РФ (Ст. 49. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации; Ст. 50. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица) в данной ситуации не возникаю и названные статьи применяться не могут.

После передачи имущественного комплекса покупателю на основании передаточного акта, он несёт ответственность как налогоплательщик - собственник предприятия по все сделкам, в которых это предприятие участвует в рамках хозяйственного оборота. У покупателя возникнут также обязанности в соответствии с гл. 30 НК РФ.

По условию задачи из содержания договора и акта передачи вытекает, что к приобретателю переходит, в том числе, задолженность перед бюджетом, внебюджетными фондами, по оплате труда

Таким образом, следует сделать вывод, что приобретатель предприятия как имущественного комплекса является правопреемникомпо исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, в объеме, предусмотренном договаривающимися сторонами.

Б) Нормы ст. 561. ГК (Удостоверение состава продаваемого предприятия) и ст. 562 ГК (Права кредиторов при продаже предприятия) предполагают, что вопросы по образовавшимся задолженностям, в которые включаются и задолженности по налогам должны решаться в договорном порядке между сторонами. Происходит удостоверение состава продаваемого предприятия, где «до подписания договора … должны быть составлены и рассмотрены сторонами: акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия, а также перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований…». В долги включаются в том числе и задолженность по неуплаченным налогам и сборам.

Поэтому исполнить обязанность по уплате образовавшихся до совершения сделки налогов и сборов должен продавец, если в условия договора купли-продажи предприятия не было заложено иное.

Данное положение не является нарушением налогового законодательства, так как не приводит к неуплате или несвоевременной уплате налогов, а для бюджета соответствующего уровня не имеет разницы кем исполнено налоговое обязательство, если оно исполнено своевременно и в полном объёме, а в случае если образовалась задолженность, конкретизирован субъект который будет нести ответственность.

Примечание: нормы ст. 158. НК РФ(Особенности определения налоговой базы при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса) не анализируются, так как в задаче не ставиться вопрос о правовой характеристике уплаты НДС при продаже предприятия.

Задача 1.22. Организация, арендует у органа местного самоуправления здание склада (муниципальное имущество). Вправе ли организация претендовать на изменение срока уплаты (перечисления) в бюджет НДС, возникающего в связи с арендой склада?

ОТВЕТ:

Правовое регулирование изменение срока уплаты (перечисления) налогов регулируется гл. 9 НК РФ. Но здесь необходимо разобраться со статусом налогоплательщика-организации, кем она является.?

Согласно ст.61 Налогового кодекса РФ изменением срока уплаты налога признается перенос установленного срока уплаты налога на более поздний срок. При этом изменение срока уплаты налога осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.

Порядок и условия предоставления отсрочки по уплате налога определены ст.64 Налогового кодекса РФ. Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога, приведены в ст.62 Кодекса.

Статьей 24 Кодекса определено, что налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

В соответствии с п.3 ст.161 Кодекса при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества арендаторы указанного имущества признаются налоговыми агентами. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Таким образом, налоговый агент не уплачивает налоги в бюджет, а только удерживает у налогоплательщика и перечисляет их за налогоплательщика. В указанной ст.61 Кодекса (и во всей гл.9 Кодекса) говорится исключительно об изменении срока уплаты налога. Исходя из этого можно сказать, что налоговые агенты не могут претендовать на изменение сроков перечисления налогов в бюджет, в том числе и налоговые агенты, признаваемые таковыми в соответствии со ст.161 Кодекса.

Исходя из перечисленных обстоятельств можно сделать вывод, что организация не в праве претендовать на изменение срока уплаты в бюджет НДС, по налоговым обязательствам, возникающим в связи с арендой склада.

Задача 1.23. ООО «Синяя птица» решением арбитражного суда 14.08.2008 г. признано банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство. Руководителем инспекции ФНС от 10.09.2008 г. по результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки, проведенной в период с 26.03.2008 по 25.06.2008 г., принято решение о привлечении ООО к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 120 НК НФ. Правомерно ли решение налогового органа?

ОТВЕТ:

Рассмотрение ситуации необходимо осуществлять с учётом норм налогового законодательства и законодательства о несостоятельности (банкротстве).

ООО «Синяя птица» привлечено к налоговой ответственности после признания его банкротом и открытия в отношении него процедуры конкурсного производства. В силу статьи 126, пункта 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.02 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты открытия конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.

Вместе с тем признание должника банкротом и введение процедур банкротства не препятствует осуществлению финансово-хозяйственной деятельности должника и не лишает его статуса налогоплательщика (плательщика сборов), т.е. участника отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по смыслу ст. 9 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс). Должник не освобождается от выполнения обязанностей, указанных в ст. 23 Кодекса. С учетом Закона о банкротстве корректируется лишь порядок выполнения этих обязанностей.

В силу ст. 106 Кодекса виновно совершенное противоправное деяние является основанием для привлечения налогоплательщика (плательщика сборов) к налоговой ответственности. При этом гл. 15 Кодекса не предусматривает в качестве основания освобождения от налоговой ответственности за неисполнение обязанностей, определенных ст. 23 Кодекса, признание налогоплательщика (плательщика сборов) банкротом и введение процедур банкротства. Данная позиция находит подтверждение в судебной практике, например, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 11.07.2007 по делу N Ф08-6544/2006-2708А.

Таким образом, налоговый орган вправе принять решение о привлечении налогоплательщика (плательщика сборов) к налоговой ответственности после признания его банкротом и введения соответствующей процедуры банкротства при наличии правовых оснований в порядке и сроки, установленные Кодексом.

Задача 1.24. По совету специалиста гражданин Республики Берег Слоновьего Бивня Мамбука Мбамбве для подтверждения своего налогового статуса резидента Российской Федерации получил и представил налоговому агенту – спортивному клубу «Патриот» вид на жительство. Главный бухгалтер клуба обратился за разъяснением к налоговому консультанту. Оцените ситуацию и дайте консультацию.

ОТВЕТ:

Налоговым резидентом иностранный гражданин признаётся только при нахождении на территории РФ не менее 183 дней. Вид на жительство не признаётся документом, подтверждающим фактическое время нахождения лица на территории страны. (Письмо Минфина РФ от 14.04.2008 N 03-04-05-01/108.)

Пунктом 2 ст. 207 Кодекса установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Таким образом, налоговый статус физического лица определяется исходя из фактического времени нахождения физического лица в Российской Федерации.

Что касается вида на жительство, то в соответствии с положениями п. 1 ст. 2 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство представляет собой документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд и въезд в страну.

То есть вид на жительство подтверждает право физического лица на проживание в Российской Федерации, а не является документом, подтверждающим фактическое время его нахождения на территории страны.