Основные черты переходной экономики в России
Каждая экономическая система проходит стадии становления и развития, зрелого состояния и упадка, когда происходит становление новой системы.
Переходный период—это период в экономике, когда одна система сходит с исторической арены, а ее место занимает другая, новая.
Для переходной экономики любой страны характерны противоречия нового и старого. В социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются резким обострением отношений между различными слоями общества, что приводит к социально-политическим потрясениям.
Переходная экономика в разных странах возникает и развивается по-разному. Это связано с особенностями экономического развития отдельных стран. Проблемы, с которыми столкнулись восточноевропейские страны и новые независимые государства, входившие ранее в СССР, сложнее чем, например, проблемы латиноамериканских стран, где уже ранее существовали рыночные отношения. Уровень развития каждой страны определяет характер протекания переходных процессов. Это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период.
Переходная экономика в России - это переход от плановой экономики к рыночной, т.к. Россия начала рыночные реформы, имея плановую командную экономику.
Административно-командная система базировалась на абсолютном господстве государственной собственности. Плановая экономика функционировала на основе централизованного директивного управления. Развитие народного хозяйства определялось единым для всей страны государственным народнохозяйственным планом. Более 90% государственных производственных капиталовложений направлялось в тяжелую промышленность и оборонный комплекс и менее 10% — в потребительский сектор: сельское хозяйство, пищевую и легкую промышленность, торговлю. Государственные монополии существовали во всех отраслях народного хозяйства. При отсутствии конкуренции они не заботились о внедрении новинок техники и технологии. Можно сказать, что в России производство работало ради производства, а не ради потребителя.
Искусственная изоляция советской экономики от мирового рынка явилась одной из главных причин отставания нашей промышленности по качеству и технологическому уровню продукции. Советские предприятия не сталкивались с конкуренцией зарубежных товаров, теряя стимулы к повышению качества и расширению ассортимента своей продукции. Отсутствие конкуренции, фиксированные цены, государственная монополия внешней торговли, закрытость экономики всегда ведут к упадку промышленности и консервации экономической отсталости.
Таким образом, характерными чертами административно-командной системы России явились государственная собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное планирование как основа хозяйственного механизма.
Результатами существования плановой командной экономики явились:
- неэффективное использование ресурсов;
- искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс;
- низкие темпы научно-технического прогресса и развития всей экономики;
- чрезвычайно низкая конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке;
- тотальный постоянный дефицит товаров на внутреннем рынке,
- подавленная инфляция;
- скрытая безработица;
- низкий жизненный уровень населения.
Происходило все большее отставание СССР от мирового уровня развития экономики, науки, техники, социальной жизни.
Таким образом, в середине 80-х гг. прошлого века централизованная система управления закономерно вошла в глобальный экономический кризис. Целью переходного периода стало формирование эффективной рыночной экономики с сильной социальной ориентацией.
Революционный характер перехода от плановой экономики к рыночной выражается в глубоком преобразовании экономики. Эти преобразования неизбежно сопровождаются падением производства, инфляцией и снижением жизненного уровня населения. Производители избегают инвестировать средства в производство, потому что не могут рассчитывать на получение прибыли в условиях быстрого роста цен, хаоса и неопределенности в денежно-финансовой сфере. Происходит переход подавленной инфляции в открытую. Во время переходного периода безработица из скрытой трансформируется в явную.
В России специфика переходного периода обусловлена также разрывом хозяйственных межреспубликанских связей, распадом Советского Союза.
Задачами переходной экономики стали приватизация, экономическая стабилизация, устранение централизованного управления и освобождение от государственного контроля внешнеэкономических связей, развитие рынка товаров и услуг, создание конкурентной среды, переориентация производства на потребителей вместо производства ради производства, формирование финансового рынка, создание и регулирование рынка труда.
16. 2. Содержание переходной экономики
Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный период, некоторые носят неизбежный характер.
Первый шаг в ходе рыночный преобразований касался освобождения процесса ценообразования от централизованного регулирования, установления свободы торговли для физических и юридических лиц, подчинения деятельности производителей требованиям рыночного спроса. Таким образом, отсчет переходной экономики в России начался со 2 января 1992 г. в результате освобождения цен.
«Отпуск» цен сразу приводит к их существенному повышению. Одновременно снижаются реальные доходы населения и его жизненный уровень, меняется структура потребления, возникают проблемы у производителей по закупке сырья и материалов. Так, в январе 1992 г. в России потребительские цены увеличились в 3,5 раза по сравнению с декабрем 1991 г., а номинальная заработная плата за этот период повысилась всего на 40%.
В России процесс освобождения цен проходил труднее, чем во многих странах Центральной и Восточной Европы, так как рыночные отношения в нашей стране были практически утеряны. В январе 1992 г. стали свободными 80% цен на товары производственного назначения (кроме цен на энергоносители и транспорт) и 90% цен на потребительские товары. К началу 1996 г. почти все цены в России уже были свободными, то есть они формировались под воздействием требований рынка, а не государственного управления. Освобождение цен в сопровождении с инфляцией и безработицей закономерно привели к существенному снижению жизненного уровня большинства населения.
В ходе рыночных преобразований ликвидируется государственная монополия на внешнюю торговлю. Это касается расширения доступа в страну иностранных инвестиций, отмены пошлин, таможенных льгот на экспорт, обеспечения конвертируемости национальной валюты. В 1992 г. впервые зарубежный капитал формально получил свободный доступ в Россию. Отдельные предприятия получили возможность самостоятельного проведения внешнеэкономических операций. Был резко сокращен централизованный экспорт и импорт, до 1996 г. были отменены пошлины, квоты, лицензии и льготы на российский экспорт, сокращены импортные пошлины.
Меняется характер воздействия государства на экономику страны. Если в плановой системе экономическое управление осуществлялось за счет принудительных распоряжений, то в рыночной системе государство воздействует на рынок с помощью денежных, налоговых, валютных и иных финансовых регуляторов.
Кроме того, происходит реорганизация или ликвидация централизованного планового управления, т.е. таких организаций, как Госплан, большинство отраслевых министерств и т.п.
Преобразование отношений собственности и организационно-экономической структуры экономики означают становление новых производственных отношений. С целью удовлетворения потребностей вновь создаваемой рыночной экономики начинается создание сети коммерческих банков, фондовых бирж, формируется рынок ценных бумаг, то есть начинается процесс образования рыночной инфраструктуры.
Рыночная инфраструктура – это система экономических и правовых учреждений (институтов), обслуживающих рыночный механизм путем организации движения товаров, денежных потоков, их распределения во временном и региональном аспектах. К институтам рыночной инфраструктуры относятся товарные, фондовые, валютные биржи, биржи труда, бюро по трудоустройству, переподготовке кадров и т.п.
В России формирование институтов рыночной инфраструктуры происходило заново, так как в годы административно-командной системы подобных учреждений не существовало вовсе.
В банковской сфере складывается двухуровневая система. Нижний уровень представляет собой сеть коммерческих банков, которые выполняют роль посредников между бизнесом и владельцами денежного капитала.. Их деятельность контролируется Центральным Банком России путем установления учетной ставки процента и обязательной нормы денежных резервов.
Рыночная экономика в своей основе имеет частную собственность, без частной собственности рынок невозможен, следовательно, в России необходимо было провести приватизацию государственной собственности. Главная закономерность переходного периода - утрата государством функций единоличного распоряжения ресурсами. Как известно, в период командно-административной системы государство было единственным собственником и всесильным распорядителем почти всех материальных богатств общества. Теперь значительная часть имущества переходит в частную собственность, и государство теряет монопольную власть на принятие экономических решений.
Специфика приватизации в России была обусловлена ее массовым характером, который вызван как высоким удельным весом государственной собственности в плановой экономике, так и стремлением ускорить процесс преобразования экономической и социальной структуры общества. Быстрые темпы приватизации (1993-1995 гг.) придали данному процессу необратимый характер. В ходе приватизации утвердились многообразные формы собственности (коллективная, частная, кооперативная, государственная и др.).
В России приватизация происходила двумя основными способами: мелких предприятий – продажей на аукционах, крупных – преобразованием в акционерные общества. Преобладала ваучерная безвозмездная приватизация, поскольку население практически не имело накоплений.
Рыночные преобразования в России осуществлялись в следующих направлениях:
- освобождение цен, т.е. замена плановых фиксированных цен свободными рыночными ценами;
- демонополизация экономики;
- ограничение прямого государственного вмешательства в экономику и его замена косвенным экономическим регулированием;
- формирование институтов рыночной инфраструктуры;
- приватизация государственной собственности и создание тем самым частного сектора экономики;
- отмена государственной монополии внешней торговли;
- проведение соответствующей кредитно-денежной, налоговой, таможенной, социальной политики;
- обеспечение правовой основы всех преобразований,