Золотая латынь

В феврале этого года в Париже на Всемирной лингвистической выставке я говорил о судьбе книги. Это моя давняя тема. Имел в виду не какой-то конкретный труд, а книгу вообще.

Сказал, что в истории цивилизации, очевидно, наступает постграмотная эпоха: человечество читателей на глазах превращается в человечество зрителей и слушателей. Наши дети уже не читали "Войну и Мир", "Дон Кихота", "Моби Дик"; они видели их па экране, экранизировав всего Толстого, Чехова, Диккенса, Дюма, Шолохова, Марка Твена, Гюго - духовно ограбили целые поколения. Десять лет назад, выступая на съезде кинематографистов, я просил кинорежиссеров оставить в покое классику. Неужели не хватает современной прозы: она на экране только улучшается!

Книга гибнет. Первопричина цивилизации. Электроника - всего лишь последствие. Культура, не породившая Шекспиров, не произведет Ньютонов. Письменность угасает, потому что мы не поняли ее истории и значения.

Вид гомосапиенс существует три миллиона лет. И только в последние максимум тридцать тысячелетий он образовался в народе - создал языки, культуру. За шесть тысяч лет с момента появления строчного письма - информационного средства, наиболее активно мускулирующего ум, человек стал Человеком. И теперь, облегчив все трудоемкие процессы своей многообразной деятельности, он незаметно для себя вступил на опасную тропу, ведущую в обрыв, - предельно облегчает труд получения информации. Уже не пишут письма: телефон. Все меньше читают журналы: телевизор. Некогда серьезные газеты выходят в цвете, раскрашенные, как азбука - максимум иллюстраций, минимум крупно набранного текста. У таких газет наибольший тираж: читатель деградирует, впадает в детство.

Потому и наши постсоветские общества, неожиданно для себя оказавшиеся в полосе экономической депрессии, без заметного сожаления расстаются с культурой и прежде всего с книгой.

Казахстанские издательства, выпускавшие еще несколько лет назад сотни названий миллионными тиражами, сегодня печатают только вокзальное чтиво - несколько раскрашенных детективов.

(...)

В центре сиятельного Парижа писатели говорили об угасании Письменной цивилизации. Пройдет несколько десятилетий - погаснут и экраны телевизоров, остановятся компьютеры - обескультуренное человечество уничтожит себя в одной из незначительных мировых войн. Единственная одаренная разумной жизнью планета опустошенно продолжит свой путь в бесконечность в ожидании новых миллионолетних этапов бессмертной эволюции. В ожидании нового Первого письменного знака.

 

А. К какому стилю относится данный текст? Аргументируйте свое мнение, использовав ответы на вопросы, данные ниже.

1.Какова цель авторского высказывания?

2.Как проявляются в статье убедительность, эмоциональность, авторская страстность?

3. Какие языковые средства, характерные для данного речевого стиля, используются в тексте? (однородные члены с сопоставительным, противительным значением, риторические вопросы, неполные предложения, обратный порядок слов в предложении, параллельный способ связи предложений, односоставные предложения, оценочная лексика).

4. Какой тип речи характерен для текста данного содержания?

Б. Выделите смысловые части текста, предварительно ответив на следующие вопросы.

1. На какую тему говорил О.Сулейменов в Париже на Всемирной

лингвистической выставке?

2. Что для автора означает "постграмотная эпоха в истории цивилизации"?

3. Как вы понимаете тезис. "Культура, не породившая Шекспиров, не произведет Ньютонов"?

4. Каким образом человек облегчил труд получения информации?

5. Что пишет О.Сулейменов о взаимосвязи экономики и культуры?

6. Каковы последствия угасания Письменной цивилизации?



in/footer.php"; ?>