Философия В. С. Соловьева

ê Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900 гг.)— основоположник русской, христианской философии как самобытного це­лостного направления мысли.

Центральной в учении Соловьева является идея «всеединого сущего». Необходимость принципа всеединства (целостности) обусловлена тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга и каждый из них есть совокупность определенных сторон, связей и т. д. Даже наша Вселенная, замечает В. Соловьев, не есть «хаос разрознен­ных атомов», а представляет собой единое, связное целое.

Отсюда следует, что, постигая истину в своей теоретической деятельности, познающий субъект должен брать сущее не толь­ко в его данной действительности, но и в его целостности, уни­версальности, то есть стремиться к познанию «всего во всем».

«Безусловное всеединство» (как совершенный синтез истины, добра и красоты) постигается, по Соловьеву, лишь «цельным знанием». Цельное знание — синтез теологии, философии и опытной науки. Центром каждого из этих элементов соответствен­но являются абсолютное существо (Бог), общая идея и реальный факт. Только такой органический синтез названных компонентов представляет собой цельную истину знания как такового.

Философ считал, что постоянное сотрудничество стран в области науки, техники и т. д. делает из культурного человечества одно целое, которое действительно, хотя бы и невольно, живет одной общей жизнью. Конкретные страны и национальности должны существовать и развиваться в своих особенностях, как «живые органы человечества», без которых его единство было бы пустым и мертвенным.

С точки зрения В. Соловьева, общее направление всемирно-исторического процесса состоит в последовательном возраста­нии (экстенсивном и интенсивном) реальной — хотя не всегда осознаваемой — солидарности между всеми частями человече­ского рода. Действительное движение истории состоит в сози­дании и постоянном усовершенствовании форм жизни, в пере­даче многообразных «культурных начал» — экономических, религиозных, научных, философских и других.