Философия неопозитивизма и постмодерна ХХ века
Неопозитивизм(20-е годы XX века) фиксирует внимание на проблеме языка, стремясь прояснить его структуру и тем самым провести границу между его идеалом и таким употреблением, которое чревато метафизикой. Неопозитивисты обратили внимание на недостатки обыденной речи, в которой правильная лингвистическая форма предложения может затемнять его логическую структуру. êБертран Рассел (1872-1970 гг.)сформулировал идею создания идеального языка путем исключения из состава предложений науки таких, которые не могут быть отнесены ни к ложным, ни к истинным, поскольку лишены смысла.
Все высказывания неопозитивисты делят на логико-математические (аналитические), эмпирические (синтетические) и метафизические (научно не осмысленные). Научно значимыми признавались первые — отвечающие правилам логики и математики — и вторые — фиксирующие непосредственный чувственный опыт, а последние считались метафизическими и бессмысленными. Для того чтобы снять это противоречие, неопозитивисты выдвинули принцип верификации, который гласит: теория выполнима, имеет смысл, если ее положения переводятся как язык наблюдения, опыта. Критерий истинности — в согласовании суждений с «фактами».
Дальнейшее развитие этой концепции связано с «философией лингвистического анализа». Ее автор, австрийский философ ê Людвиг Витгенштейн (1889-1951 гг.),выдвинул целостную концепцию языка. В структуре языка он различал аналитические и синтетические предложения. Аналитические предложения — это те, в которых предикат вытекает из субъекта (тавтологии типа «2 + 2 - 4», «Сократ смертен»). В синтетических предложениях предикат содержит новое знание, которое черпается из чувственного опыта (например, «Роза красна»). Те предложения, которые не могут быть отнесены ни к разряду аналитических, ни к разряду синтетических предложений, объявляются метафизическими, лишенными смысла. Отсюда следует, что мировоззренчески важные вопросы о смысле жизни, о сущности добра и зла и т. д. оказываются «ненаучными», бессмысленными, относящимися, по мнению Витгенштейна, к сфере «мистического».
Постмодерн— это, прежде всего, философия, которая направлена против философии Нового времени. Постмодернисты стремятся расшатать все то, что сжимает человека в «объятиях тоталитаризма»: жесткие логические схемы, окончательные выводы, всяческий поиск устойчивого, преклонение перед авторитетами, властные структуры, в том числе науку и технику, поиск единообразия, насаждение необоснованных ценностей, стремление к непременному согласию между людьми, умаление эмоционального и чувственного, культивирование устаревших эстетических и моральных идеалов.
Крупнейшими постмодернистами являются французские философы Жак Деррида, Жан Лиотар, много сторонников постмодернизма также в США.
Призыв постмодернистов таков: больше хаоса, дискретности, плюрализма, чувственности, кризиса авторитетов, интуитивизма, поиска нестабильности, несогласия, нигилизма, отсутствия единообразия, иронии по отношению к признанным ценностям, калейдоскопичности, символичности, неустойчивости.
Свой призыв постмодернисты реализовывали при помощи лингвистической философии. В центре философствования — письменный текст. Считалось, что в речи человек уже определил свою позицию, от него труднее дождаться желаемого плюрализма. Письмо же открыто для самых различных интерпретаций. Ж. Деррида предложил метод деконструкции, суть которого заключалась в поиске заменителей для каждого слова, высказывания, в переписывании мысли, широко используя метафоры, символы, описания слов в словарных статьях. Смысл — рисковать в поисках красоты.
К этой точке зрения близок французский философ и писатель Ролан Барт, который считал, что текст должен доставлять наслаждение.
Ж. Лиотар развивает теорию эстетики возвышенного. Эстетика возвышенного состоит в том, чтобы «зримыми представлениями намекнуть на непредставимое». Увидеть можно лишь красивое и прекрасное, но не возвышенное. Так, квадрат Малевича не является иллюстрацией к геометрии, он намекает на то неуловимое, которое как раз и вызывает чувство возвышенного.