Задание
Прочитайте любую статью (на ваш выбор) из журнала «Педагогика». Найдите в ней различные виды цитирования. Обратите внимание на способы включения цитат в текст.
Рецензирование.Все рассмотренные виды записей прочитанного, отличаясь друг от друга по назначению и форме, имеют одно общее свойство: они помогают понять прочитанный текст, разобраться в нем, усвоить и запомнить его содержание. Оценка произведения, критический отзыв о нем не входят в задачу конспектирования, тезирования и тем более планирования.
Элементы критической оценки при конспектировании допустимы, но это именно элементы, и помещают их обычно не в самом тексте, а вне его, на полях тетради.
Краткая оценка произведения, возможная при аннотировании, не представляет развернутого и мотивированного высказывания. Но при работе с книгой может возникнуть надобность в оценке книги, критическом отзыве о ней. Эту функцию, которая относится не столько к записыванию прочитанного, сколько к области критики, выполняет рецензирование.
Рецензия —это:
1) статья, содержащая в себе критический обзор какого-либо
научного или художественного произведения;
2) отзыв на научную работу (например, диссертацию) или
какое-либо произведение (например, монографию или учебник)
перед их защитой, публикацией.
Рецензия освещает содержание рецензируемого документа и дает критическую оценку как отдельным положениям, так и рецензируемому документу в целом. Она может иметь вид рукописного или опубликованного (например, в журнале) текста [15, с. 141].
Любой вид записывания содержит в себе анализ, но план, тезисы, конспект фиксируют его результаты в расчлененном виде, по пунктам и подпунктами, в то время как рецензия дает
эти результаты в форме «сплошного», связного изложения. Оценочные выводы рецензии должны быть мотивированы и сформулированы либо по ходу рассуждения, либо как завершение анализа.
Рецензии пишут главным образом на новые, недавно вышедшие произведения и помещают в периодической печати (газетах, журналах). Основные функции рецензии — информирующая и оценочная — могут быть по-разному реализованы. Возможно доминирование одной из них, что создает варианты и разновидности текстов рецензии.
В зависимости от значимости произведения, его величины и ряда других обстоятельств, рецензии могут быть сравнительно небольшими и довольно пространными. Если рецензия пишется на несколько произведений, объединенных по каким-нибудь признакам (например, по тематическому, хронологическому и т.п.), то она приобретает характер критического обзора.
В литературе сложился типовой план для написания рецензии.
1. Объект анализа.
2. Актуальность темы.
3. Краткое содержание.
4. Формулировка основного тезиса.
5. Общая оценка.
6. Недостатки, недочеты.
7. Выводы [8, с. 230 — 236].
Объектом оценки могут быть:
- полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы;
- новизна и актуальность поставленных проблем;
- позиция, с которой автор рассматривает проблемы;
- корректность аргументации и системы доказательств;
- характер и достоверность примеров, иллюстративного мате
риала;
-убедительность выводов.
Для написания рецензий используют следующие речевые стандарты.
Объект анализа — книга, статья в журнале, кандидатская диссертация, автореферат, дипломный проект и т.д. — принято называть: работа автора, рецензируемая работа и т.д.
Актуальность темы раскрывают с помощью словосочетаний: «Работа посвящена актуальной теме...», «Автор посвятил свою работу...», «Актуальность темы обусловлена...» и т.д.
Краткое содержание включает в себя перечисление имеющихся введения, глав, разделов, заключения, всех приложений, указание числа страниц, рисунков, источников, упомянутых в библиографии, и т.д. Например:
«В начале работы (статьи, монографии, дипломной работы...) автор указывает, что...»;
«Автор анализирует имеющуюся литературу по этой проблеме...»;
«Показывает несостоятельность позиций своих оппонентов...»;
«Рассматривает вопрос о...»;
«... доказывает, что...»;
«... утверждает, что...»;
«... приходит к выводу о том, что...».
Основной тезис формируется с использованием следующих, например, выражений:
«Центральным вопросом работы является вопрос о...»;
«В статье на первый план выдвигается вопрос о...».
Положительная оценка анализируемого произведения может быть дана с помощью фраз и выражений:
«Безусловным (очевидным, главным) достоинством работы является актуальность поднятых в ней проблем»;
«Работа ценна тем, что в ней по-новому осмыслена теория...»;
«...дается интересный анализ современного этапа...»;
«...представлены разные точки зрения по вопросу...»;
«Работа отличается высокой информативностью...»;
«...богатым фактическим материалом...»;
«...нестандартным подходом к анализу поднятых проблем...»;
«Автор справедливо отмечает...»;
«... убедительно показывает...»;
«... аргументированно обосновывает...»;
«...четко определяет...»;
«...детально анализирует...»;
«.. .доказательно критикует...»;
«...тщательно рассматривает...»;
«...удачно решает вопрос...»;
«...обоснованно опровергает тезис о том, что...»;
«Автор прав, утверждая, что...»;
«Трудно не согласиться с тем, что (с автором в том, что...)...».
Неоднозначная оценка:
«Излагая аргументацию автора, необходимо отметить ряд спорных моментов»;
«Однако эта интересная мысль не подкрепляется фактами, что. делает в данном случае рассуждения автора декларативными, но в целом работа заслуживает положительной оценки»;
«Справедливо указывая на... автор ошибочно полагает, что...»;
«В подтверждение этого тезиса автор приводит ряд аргументов, которые не всегда представляются убедительными...»;
«Несмотря на несогласие с рядом положений данной работы, нельзя недооценивать ее значение и актуальность для...»;
«Замеченные недостатки носят локальный характер и не влияют на конечные результаты работы...»;
«Отмеченные недочеты не снижают высокого уровня работы в целом...».
Отрицательная оценка:
«Сомнение вызывает целесообразность (продуктивность, корректность) такого подхода...»;
«К недостаткам работы следует отнести излишнюю категоричность выводов автора...»;
«Существенным недостатком работы является...»;
«Слабой стороной работы является...»;
«Говоря о сложных проблемах, автор не дает четкой характеристики...»;
«Автор упускает из виду...»;
«Автору не удалось показать...»;
«К недочетам работы следует отнести...».
Выводы:
«В целом, на наш взгляд, это интересная и полезная работа»;
«Таким образом, рассматриваемая работа заслуживает положительной (высокой) оценки...»;
«Представляется, что в целом работа (статья) имеет важное значение...»;
«Приходится признать, что поставленная автором цель не достигнута и его текст нуждается в коренной переработке».