Философия прагматизма Чарлза Пирса

Прагматизм (от греч. pragma — «дело», «действие») — направление в философской мысли, которое считает, что филосо­фия должна иметь практическую направленность.

ê Чарлз Сандерс Пирс (1839-1914 гг.) — основоположник праг­матизма, крупнейший американский философ.

Предпосылка теории прагматизма — понятие веры. Пирс считал, что вера — это осознанная, выработанная у человека привычка действовать определенным образом.

Сознание человека заполнено всевозможными верования­ми, которые обеспечивают спокойное состояние ума. Однако состояние веры может смениться сомнением, которое приостанавливает действия. Сомнение может быть вызвано различны­ми причинами: теоретическими трудностями, противоречивыми мнениями и другими психологическими и интеллектуальными причинами. Так как сомнение — беспокойное состояние созна­ния, то мы стремимся освободиться от него. Это усилие Пирс на­зывает исследованием, которое он отождествляет с логическим рассуждением. Цель исследования (или мышления) состоит в освобождении от сомнения и достижении верования. Пирс под­черкивает, что главное — это устранить сомнение, а каким об­разом это будет достигнуто, не имеет значения.

Пирс выдвинул свою концепцию истины. Для каждого чело­века истина — это во что он не может не верить. Нам кажется, будто мы стремимся к истинному мнению, на самом же деле мы стремимся лишь к твердому верованию, независимо от того, ис­тинно оно или нет. Конечно, мы при этом думаем, что каждое наше верование истинно. Любой человек, в том числе и ученый, стремится не к истинному мнению, а к устойчивому верованию.

При этом Пирс указывал, что истина в науке одна, она не из­меняется. И все же в науке существуют заблуждения. Пирс считал, что, несмотря на то что мы можем думать о возможной ошибочно­сти наших убеждений, до тех пор, пока мы верим в них, они будут для нас абсолютной истиной. Истина для Пирса — это то верова­ние, к которому, в конце концов, придет большинство ученых.

ê Макс Шелер (1874-1928 гг.) — немецкий философ.

Он пола­гал, что определение личности через разум обезличивает челове­ка. Разум и деятельность у людей слишком идентичны. Личность полнее определяется присущими только ей эмоциями духа, чув­ствами, предпочтениями, любовью и ненавистью. Эти эмоции мало связаны с разумом, а относятся к так называемой «логике сердца». Каждый человек уникален. Основанием отношений людей должна быть «симпатия».. В основе «симпатии» лежит чувство любви. Любовь к природе, личности, Богу не знает гра­ниц и преодолевает все барьеры. Человек интуитивно признает наличие абсолютного существа (Бога), он верит в божествен­ную благодать как высшую ценность своего бытия. Интуитивно ценности людей делятся на: «чувственные» (радость — наказание, удовольствие, боль); «гражданские» (полезные, вредные); «культурные», «спекулятивные» (ценности познания) и глав­ные — «религиозные» (священное, мирское). Этим ценностям соответствуют различные типы людей: «Весельчак», «Техник», «Мудрец» и «Святой».

Религиозное знание (знание о спасении души и Высшем существе) важнее всех других форм знания (научного и техни­ческого в том числе). Главную задачу своей философской ан­тропологии Шелер мыслил как ответ на вопрос: «Что есть чело­век?» Человек — это «порыв и дух». В человеке сталкиваются начала мертвой материи, безудержного потока жизни — «По­рыв», — и высшие, идеальные, эмоционально-ценностные фор­мы личностных измерений духа и измерения культуры — «Дух». Основные определения человека как духовного существа связа­ны со свободой, независимостью от опосредованного инстин­ктами собственного интеллекта, с выходом к «божественной благодати». Притом человек не просто творение Бога, но и «пар­тнер», «соавтор» великого синтеза «порыва и духа». Человече­ский дух способен к «дистанции», то есть к отрыву, отрешению от конкретной действительности. Эту способность возноситься в царство чистых сущностей, пропускать в основу бытия Шелер считает главной и определяющей способностью человека, обу­словившей центральное положение человека в космосе.