Теоцентризм и основные направления средневековой философии
Специфической чертой Средневековья был теоцентризм — идея, согласно которой реальностью, определяющей все сущее, является Бог, а не природа. В основе лежат два тесно переплетающихся друг с другом принципа — идея творения и идея откровения.
Идея творения лежит в основе средневековой онтологии (бытия), а идея откровения составляет фундамент учения о познании (гносеология). Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии.
В средневековой философии выделяют два основных направления — патристику и схоластику.
1. Патристика(основатель — Аврелий Августин (354-430 гг.)).
Патристика была направлена на борьбу с различными, враждебными христианству, учениями.
Внешние враги — варвары (языческие племена).
Внутренние враги — течения, которые переняли язычество с разными признаками христианства и претендовали на роль учений (гностицизм, манихейство).
Центр философского мышления — Бог. Бог первичен, это высшая сущность, он единственный, существование его независимо, все остальное существует благодаря божественной воле.
2. Схоластика (Пьер Абеляр (1079-1142 гг.), Иоанн Росцелин (1050-1110 гг.)и ключевая фигура Фома Аквинский (1225-1274 гг.)).
Схоластика (школа) была направлена на христианское учение.
Цель: поиск рациональных путей истинности доказательства всего того, что провозглашает вера.
Задача: упорядочить и сделать доступной для необразованных людей данную догматическую конструкцию. Отсюда следует не поиск истины, а поиск способов изложения и доказательства этой истины.
Задача науки — объяснение закономерностей мира (философия).
Над философией находится богословие (наука о Боге), мышлением сюда проникнуть нельзя, это сверхъестественные истины как божественное откровение (учение), которое содержится только в вере. Из этого следует, что философия должна служить вере — теологии — тем, что религиозные истины преданы в категориях разума, и если эти истины опровергать как ложные аргументы, то это будет выпад против веры.
Тема 3. Философия Возрождения и Нового времени