Теоцентризм и основные направления средневековой философии

Специфической чертой Средневековья был теоцентризм — идея, согласно которой реальностью, определяющей все сущее, является Бог, а не природа. В основе лежат два тесно перепле­тающихся друг с другом принципа — идея творения и идея от­кровения.

Идея творения лежит в основе средневековой онтологии (бытия), а идея откровения составляет фундамент учения о по­знании (гносеология). Отсюда всесторонняя зависимость сред­невековой философии от теологии.

В средневековой философии выделяют два основных на­правления — патристику и схоластику.

1. Патристика(основатель — Аврелий Августин (354-430 гг.)).

Патристика была направлена на борьбу с различными, враждебными христианству, учениями.

Внешние враги — варвары (языческие племена).

Внутренние враги — течения, которые переняли язычество с разными признаками христианства и претендовали на роль учений (гностицизм, манихейство).

Центр философского мышления — Бог. Бог первичен, это высшая сущность, он единственный, существование его незави­симо, все остальное существует благодаря божественной воле.

2. Схоластика (Пьер Абеляр (1079-1142 гг.), Иоанн Росцелин (1050-1110 гг.)и ключевая фигура Фома Аквинский (1225-1274 гг.)).

Схоластика (школа) была направлена на христианское учение.

Цель: поиск рациональных путей истинности доказатель­ства всего того, что провозглашает вера.

Задача: упорядочить и сделать доступной для необразован­ных людей данную догматическую конструкцию. Отсюда следует не поиск истины, а поиск способов изложения и доказательства этой истины.

Задача науки — объяснение закономерностей мира (фило­софия).

Над философией находится богословие (наука о Боге), мышлением сюда проникнуть нельзя, это сверхъестественные истины как божественное откровение (учение), которое содер­жится только в вере. Из этого следует, что философия должна служить вере — теологии — тем, что религиозные истины пред­аны в категориях разума, и если эти истины опровергать как ложные аргументы, то это будет выпад против веры.

Тема 3. Философия Возрождения и Нового времени