Философия Аристотеля и Авиценны, Аверроэса, Маймонида

Расцвету, схоластики в Западной Европе в XIII веке предшествовало прогрессивное развитие арабской, среднеазиатской и еврейской философии. Поворотным пунктом в развитии фило­софии этих стран было усвоение учения Аристотеля в соответ­ствии с новыми историческими задачами и достижениями нау­ки, в особенности математики, астрономии и медицины. Были разработаны многие самобытные философские идеи.

ê Авиценна.Под этим именем был известен в Европе Ибн Сина (ок. 980-1037 гг.)— необычайно разносторонний средне­азиатский мыслитель, философ и политик, астроном и алхимик, врач, поэт и музыкант.

Им написано более 100 книг. Особой славой пользовался «Медицинский канон», остававшийся в те­чение веков одной из руководящих книг по теории и практике врачевания. Основным его философским трудом была энци­клопедическая «Книга исцеления», разделявшаяся на логику, физику, математику и метафизику. Авиценну называли «князем философов» и «князем врачей». В своих собственно философ­ских воззрениях он развивал идеи восточного аристотелизма в области метафизики, гносеологии, логики и отчасти онтологи­ческие концепции неоплатонизма.

Авиценна отрицал творение мира во времени. Он рассма­тривал сущее как вневременную эманацию Бога; миру как веч­ной длительности во времени соответствует вечный Бог, а душа человека есть нечто бессмертное — она есть духовная форма тела (в аристотелевском смысле). В трактовке универсалий он исходит из того, что общие идеи существуют трояко: до вещи в божественном разуме, в вещи как сущность единичного и после вещи в человеческом разуме, который абстрагирует общее из вещей. Труды Авиценны были переведены в Европе, они изуча­лись и изучаются поныне; особенно ценны его медицинские идеи и удивительно утонченная практика врачевания. Некото­рые фундаментальные учения, прославившие крупных западно­европейских философов XIII века, были заимствованы у Ави­ценны и других арабоязычных мыслителей. Таково, например, введенное Авиценной различение сущности и существования.

ê Аверроэс— арабский философ Ибн Рушд (1126-1198 гг.), представитель восточного аристотелизма, автор философских и медицинских трудов.

Он разграничивал рациональную религию, доступную немногим образованным, и образно-аллегорическую религию, доступную всем. Ибн Рушд твердо стоял на точке зре­ния, что первоматерия несотворима и она не может исчезнуть. Признавая бытие Бога, он считал, что Бог не предшествует бы­тию материи (она «совечна» ему) и что функция Божества — превратить потенциальные, внутренне присущие первоматерии формы в действительные. Движение столь же вечно, как и мате­рия. Движение — возникновение, изменение и разрушение — содержится как возможность в самой материи.

Абстрактный мировой Ум (Нус), в аристотелевском его понимании, рассматривается как единая безличная субстанция, общая для всех людей и воздействующая извне на души всех людей. Он отрицал идею бессмертия индивидуальной души. Эти идеи Аверроэса оказали большое влияние на развитие европей­ской средневековой философии.

ê Маймонид (Моисей бен-Маймун, 1135-1204 гг.)— один из крупнейших еврейских мыслителей Средневековья — стремил­ся рационализировать иудейскую теологию на основе учения Аристотеля, что, по его мнению, дает единственно правильное руководство для «заблудших и колеблющихся».

По Маймониду, нужно верить в то, что не противоречит разуму, но это не зна­чит, что все может быть им доказано. Текст Священного Писания нельзя толковать буквально, нужно «одухотворенное» объяснение «буквы закона». Согласно Маймониду, философия ведет к интеллектуальному, нравственному и телесному совершенству. Он был сторонником идеи о сотворении мира Богом и крити­ковал Аристотеля за признание им вечности и несотворимости мира. Учение Маймонида о независимости знания от веры и подчинении знанию смысла библейских выражений показалось раввинам непозволительным ограничением библейского авто­ритета. Труды Маймонида приобрели большую известность в Западной Европе и оказали значительное влияние на развитие средневековой мысли.