Философия Древнего Рима

 

ê Луций Анней Сенека (ок. 4 г. до н. э.-65 г. н. э.) — крупнейший римский философ, первый представитель стоицизма в Древнем Риме.

Сенека считал, что философия должна заниматься как нравственными, так и естественно-научными вопросами, но только в той мере, в какой это знание имеет практическое значение. Зна­ние природы дает возможность иметь средства против тех сил природы, которые противостоят человеку, помогает бороться против болезней и различных природных бедствий. Это знание позволяет понять природу как целое.

Учение Сенеки пронизано противоречиями: с одной сторо­ны, он признает, что все в мире совершается согласно законам природы, а с другой — что все от Бога. С одной стороны, он на­смешливо относится к мифологии, с другой — признает роль всякого мистического, вплоть до того, что философски обосно­вывает гадания.

Особенно противоречиво его учение о душе. Сенека считает, что душа телесна, но при этом она слаба и постоянно стремится освободиться от тела. Сенека полагает, что божественная часть нашей души никогда не умирает.

Сенека, подобно стоикам, рассматривает вопрос о самоубий­стве и допускает его. Основанием для самоубийства он считает как телесные болезни, так и рабство, понимая под последним в основном не социальное рабство, а рабство добровольное, ког­да люди находятся в рабстве у похоти, скупости, страха. Таким образом, для Сенеки главное — это свобода духа.

Сенека занимает главные стоические позиции: в жизни из­менить ничего нельзя, следует повиноваться судьбе, можно лишь изменить свое к ней отношение и презирать невзгоды. Величие стоического духа, по Сенеке, состоит в том, что человек стоиче­ски выдерживает все удары судьбы. Счастье человека состоит в отношении к событиям и обстоятельствам: «Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным».

Вся этика Сенеки представляет собой систему нравственных правил о поведении человека для достижения счастливой жизни.

Сенека формулирует по-своему золотое правило нравствен­ности: «Обходись со стоящим ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обходились стоящие выше».

ê Марк Аврелий (121-180 гг.)— римский император, один из наиболее значительных представителей римского стоицизма.

Марк Аврелий прежде всего размышляет о бренности жиз­ни. Свою оценку он выводит из понимания времени: время есть река, стремительный поток. Время беспредельно, и перед этой беспредельностью длительность каждой человеческой жиз­ни — это какой-то миг, и жизнь по отношению к этой беспре­дельности крайне ничтожна.

Марк Аврелий говорит и о краткости памяти, которая оста­ется после смерти человека. Оценивая свою жизнь, жизнь про­шлых времен, жизнь настоящую, Марк Аврелий делает вывод, что она довольно однообразна и не дает ничего нового, все одно и то же, все повторяется.

Своему пессимизму он сам противопоставляет идеал чело­века, который олицетворяет все положительное в личности, а именно — мужественность, зрелость, преданность интересам государства. В этой суетной жизни, которую он обрисовал, есть, по его мнению, нравственные ценности, к которым следует стре­миться, — это справедливость, истина, благоразумие, муже­ство. К истинным ценностям он также относит общеполезную деятельность, гражданственность, которые противостоят таким мнимым, по его мнению, ценностям, как «одобрение толпы, бо­гатство, жизнь, полная наслаждений».

Марк Аврелий смотрит на человека как на сложное социаль­ное существо, которое, с одной стороны, живет настоящим, сует­ным, а с другой — занимается деятельностью, которая преследует долговременные цели. Поэтому он осуждает того, кто свои дела не согласовывает с высшими целями, под которыми имеет в виду благо государства. Этому он дает философское обосно­вание. Несмотря на текучесть всего происходящего, существует нечто целое, которое управляется логосом, разумом. Этим разу­мом люди объединены, в каждом человеке живет частица этого разума, которому он должен поклоняться и служить. Марк Авре­лий считает, что, несмотря на тщетность жизни человека, перед ним стоят высокие нравственные задачи, которые он, повинуясь долгу, должен выполнять.