Философия Древнего Китая

Начало китайской философской мысли связывают с древними мифами, представляющими собой совокупность взглядов на мир: природу, общество, человека.

В «Книге истории» говорится о пяти началах мира: Вода, Огонь, Дерево, Металл, Земля. Говорится также о пяти явлениях природы: дожде, солнечном сиянии, жаре, холоде и ветре.

Вместе с тем появляется идея о противоположных началах в виде представления о двух непримиримых и в то же время сотрудничающих силах — ян и инь — олицетворение света и тьмы, тепла и холода, упорства и податливости, мужского и женского начала.

Дальнейшее развитие древнекитайская философия получила в идеях Кун Фу-цзы (Конфуция).В центре его внимания человек, его взаимоотношения с обществом, проблемы воспитания. Основные понятия: взаимность, золотая середина, человеколюбие, составляющие правильный путь (Дао). Боль­шое значение Конфуций уделяет «ли», то есть правилам поведе­ния. Постепенно развивается важнейшее для древнекитайской философии представление о Дао как о безличном мировом за­коне. Небытие первично — это Дао, не имеющее имени. Но, на­звав Дао, мы превращаем его в бытие. Однако все вещи, опира­ющиеся на бытие, непрочны. Они постоянно уходят в небытие, возвращаясь к своему началу. Это возвращение — единственно постоянное в мире вещей. Вечно только НИЧТО.

На рубеже нашей эры древнекитайское общество пережило глубокий кризис. Расцветают мистика, магия, гадание. Возника­ет новая религия — так называемые лаосские секты.

Против религиозной мистики выступил Ван Чун.Он утверж­дает, что мир состоит из вечно существующей субстанции «ци», а Дао — это закономерность самой действительности. Одни «ци» находятся наверху, в небесном пространстве, в виде туманных масс, а другие — внизу, на земле, в сгущенном виде, в форме различных тел. От взаимодействия двух «ци», верхней и нижней ян-ци и инь-ци, и рождаются все вещи. Человек — естествен­ное существо, состоящее из материальной основы. В нем, как и в любом организме, заложена жизненная энергия (цзинь-ци) — духовное начало, вырабатываемое в организме в процессе кровообращения. Со смертью человека исчезает и это начало.